Ушакова Оксана Вечиславовна
Развитие познавательной активности средствами экспериментальной деятельности во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности средствами экспериментальной деятельности во второй младшей группе
С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Мы хотим вам рассказать, какие эксперименты мы проводили с детьми группы «Росинка» на прогулке.
Экспериментирование 1 : «Дует, дует ветерок»
Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: ветрячок, флажки.
Дети на прогулке играли с вертушками и флажками. Вместе мы обсуждали, почему они вертятся, определяли скорость, силу и направление ветра по вертушкам и флажкам. Так же смотрели на деревья, по наклону ветвей определяли силу ветра.
Подводили к выводу, что при наличии ветра вертушки вращаются медленно или с ускорением. По флажкам можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.
Экспериментирование 2 : «Каким свойством обладают сухие листья?»
Цель: Помочь детям выявить свойства сухих листьев (тёмная окраска, шершавые, лёгкие, шуршат, крошатся).
Материал: сухая листва, лейка с водой.
Поиграли в игру «Как шуршат листочки»- дети перебирают ногами по листьям. Задавала такие вопросы: «Что вы слышите? (шуршание). Почему листочки издают такой звук? (они сухие). Возьмите сухие листья в ладошки и сожмите их. Какие они на ощупь? (шершавые). Разомните их пальчиками. Что у вас получилось? (крошки).
Полили на листья из лейки водой. Снова пошли по ним. Вопросы: листья шуршат? Почему? Возьмите в руки листочек. Какой он (мокрый, не шершавый).
Вывод: сухие листья шуршат, крошатся и шершавые.
Экспериментирование № 3 «Какие бывают снежинки»
Цель: расширение знаний и представлений детей о зиме и снеге
Материал: увеличительная лупа, черный бархатный лист бумаги.
В безветренную погоду ловили на рукавичку снежинку. Рассказывала, что снежинки – это застывшие капельки воды. С помощью лупы рассматривали их. Рассказывала, что снежинки – это застывшие капельки воды. Чистый снег (свежевыпавший) белого цвета. Белый цвет снежинкам придает воздух, который находится внутри. Именно поэтому снежинки очень легкие и падают на землю медленно.
Покрывая землю, снег согревает ее, защищая растения от замерзания, а норы животных от ветра.
Экспериментирование 4 : «Снег, какой он?»
Разговаривали что снег белый, холодный. Предложила слепить снежки из него. Объяснила, что в теплую погоду снег становиться липким и из него можно лепить. Задавала такие вопросы: можно ли лепить из снега в морозную погоду? (Нет, снег не слипает) А в теплую погоду снег, какой? (Сырой, тяжелый, липкий, влажный). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему (Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая). А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода.
И чтобы убедиться, что происходит со снегом в помещении, провели следующий опыт.
Экспериментирование № 5 : «Во что превращаются снег и лёд?»
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха). В талой воде есть мусор, она грязная.
Материал: снег, баночка.
На прогулке набрали в баночку снег. Набирали в пробирку снег и подогревали при помощи свечи, и снег таял от тепла. Остальное оставили в групповой комнате. Дети под моим руководством наблюдали за снегом.
Подвели итог: от комнатного тепла снег растаял, образовалась вода. Обратили внимание детей на то, что вода грязная.
Экспериментирование № 6 : «Следы на негу»
Цель: научить различать следы: детские, взрослые, следы животных (кошка, собака) и птиц.
Когда выпал первый пушистый снег на нём хорошо видны чьи-то следы. Рассматривали вместе с детьми следы на дорожках и участке. Определяли, чьи следы видят дети, и предлагала им оставить свои следы на снегу. Сравнивали следы взрослого (т. е. мои) со следами детей.