Елена Шайдурова
Развитие познавательной активности с палочками Кюизенера
▼ Скачать +Заказ
«Игры с палочками Кюизенера».
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик даже взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, проявлять познавательную активность, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с ситуацией.
Одним из таких пособий является палочки известного бельгийского математика Кюизенера, помогающие детям с легкостью осваивать основы математики.
Публикация «Развитие познавательной активности с палочками Кюизенера» размещена в разделах
В комплекте все палочки разной длины и цвета. Каждая палочка длиннее предыдущей на один сантиметр: белая-1см., розовая-2см., голубая 3см., красная-4см., желтая-5см., феолетовая-6см., черная-7см., бордовая-8см., синяя-9см., оранжевая-10см.
Палочки можно использовать для решения разный ситуаций. Цвет и размер, моделирование состава числа натурального ряда, помогают усвоить отношения между числами (больше – меньше, делить целое на части, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, развивают мышление, самостоятельную практическую деятельность. Подводит детей к выводу, что число появляется в результате счета и измерения.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
Можно предложить детям альбомы для выкладывания фигурок из палочек: "Волшебные дорожки" (2-3г, "Веселые цветные числа" (3-4г, "Дом с колокольчиком"(3-5лет, "Посудная лавка" (3-8лет).
Можно предложить детям построить заборчик, лесенки разной высоты, так дети приходят к пониманию, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот. Все постройки обыгрываются детьми. Например «Кто спрячется за заборчиком оранжевого цвета?», «Поможем зайке подняться по лесенке в домик»…
Игра «Змейка»
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку.
Вопросы
– Какого цвета палочки?
– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
– Покажите пальчиком длину вашей змейки.
– Чья змейка длиннее? Чья короче?
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
Игра «Дорога к дому»
Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.
«Это домики, в которых живут Варя и Маша, – говорит воспитатель. Варя –жила в верхнем домике, а Маша, в нижнем. Маша, решила пойти в гости к Варе поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Варей, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».
Вопросы
– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.
– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?
– Где находится дом Вари? А где дом Маши?
– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?
Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу, а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.
Игра «Цветные коврики»
Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание, что чем больше число, тем больше вариантов выкладывания ковриков. Развивать логическое мышление, внимание.
Материал. Набор палочек Кюизенера.
Описание. Дети берут любую палочку и составляют ее из нескольких других, в сумме равной длине первой. Каждый коврик должен заканчиваться палочками белого цвета «бахрома». Можно предложить детям описать свой коврик.
Вопросы
- Какого цвета ты выбрал палочки?
- Сколько палочек тебе нужно для коврика?
- Чей коврик получился наряднее, больше?
Так как палочки очень яркие, красочные они привлекают внимание детей и могут заменять реальные предметы для разнообразных игр детей: деньги, ручка, ложка, продуктами.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: упражнять в счете в пределах 10. Развивать мышление и воображение.
Материал. Игрушки, товары для магазина, палочки Кюизенера.
Описание: Воспитатель предлагает детям поиграть в «магазин». Товаром будут игрушки, деньгами палочки. Дети поочередно подходят к продавцу за покупками. «Покупатель» выбирает покупку и расплачивается палочками Кюизенера. Например, кукла стоит 5 рублей – ребенок составляет цифру с числом, число со значением палочки – голубого и розового цвета или пять белых, или одна желтая, или красную и белую.
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
Игра «Числа 1 и 2.» (состав числа)
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Цифры 1 и 2, цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе и она обозначается числом и цифрой 1. Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?»
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы обозначаем розовую палочку цифрой 2? Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? Сколько рядов? Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? Какую палочку она обозначает? Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. Назовите цифры по порядку». Таким же образом разбираются все остальные цифры до 10.
Игра "Угадай палочку". (аналогия игры "Да-нет")
Цель. Развивать воображение, мышление, умение задавать вопросы.
Материал: палочки Кюизенера от 1, до 10.
Описание. ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Дети могут задавать вопросы об этой палочке, не касающиеся напрямую цвета. Ответом служат слова "да" и "нет". вопросы задаются до тех пор, пока дети не угадают загаданную палочку.
Варианты.
1. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, он может отодвинуть ненужные палочки.
2. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные (не упорядоченные) по длине палочки, но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
3. Перед глазами ребенка нет палочек, и ему приходиться представлять их в уме.
В заключение хочется сказать, что палочки Кюизенера – одно из интересных средств, направленных на развитие конструктивных умений и навыков, интеллектуальных и творческих способностей. Помогают ребенку обнаружить отношения в числовом, способы получения числа из единиц и двух меньших. Развивают познавательную активность. Игры и занятия с палочками объединяют детей для совместных игр.