Эльвира Аминева
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (текст ФГОС пункт 1.4.7.)
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка. На развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т. д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, ребенок познает вкус приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.
Задачи
- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;
- Расширить детский кругозор;
- Пополнить развивающую среду группы;
- Организовать цикл экскурсий в природу;
- Разработать тематическое планирование по ОО Познавательное развитие;
- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.
Принципы
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире.
На первом этапе стояла задача обогащения предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
На втором этапе:
Предварительная работа: провожу с ребятами занятия по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвижение гипотез «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.
Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление лэпбука «Воздух»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
На третьем этапе: подведение итогов.
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития :
• У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
• Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
• При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
• Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
• Усвоение материала более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
• Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского
экспериментирования.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».