Лариса Смоленцева
Развитие познавательной активности детей с нарушением слуха через игры-эксперименты с природными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного образования отмечены следующие характеристики возможных достижений ребенка: проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Любознательность или познавательная активность – это стремление ребёнка узнать что-то новое об окружающем его мире. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно формируются эти качества личности дошкольника. В процессе исследовательской деятельности ребенок накапливает представления о разнообразии природных объектов, знакомится с простейшими способами исследования этих объектов, что стимулирует познавательную активность и любознательность, побуждает дошкольника устанавливать причинно-следственные связи и выражать их в речи. Детское экспериментирование становится одним из условий развития познавательной активности ребенка.
Публикация «Развитие познавательной активности детей с нарушением слуха через игры-эксперименты с природными материалами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Поделки из природного материала
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отечественные сурдопедагоги А. А. Катаева, Н. В. Яшкова отмечают, что процессы чувственного познания, сенсорного развития, развитие мышления у детей с нарушениями слуха в дошкольный период развиваются медленнее, со своеобразием или задержкой. Дети не всегда узнают предметы в новой изменившейся обстановке, не могут назвать их словом или жестом, не всегда выделяют знакомые предметы из группы разнородных предметов. «Вместе с тем участие детей в практической деятельности, ориентирование в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, понимание некоторых явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, способствуют возможности осуществлять практический анализ, синтез, наглядное обобщение» [1, с. 64] Экспериментальная деятельность помогает неслышащим детям в процессе познания задействовать одновременно все сохранные анализаторы, что позволяет детям лучше ощутить и понять суть природных процессов и явлений, осмыслить и закрепить новые понятия. Причем практическая деятельность должна сочетаться с речевой, стимулировать проговаривание детьми признаков, свойств предметов и объектов, выполняемых действий.
Цель экспериментальной деятельности с неслышащими детьми старшего дошкольного возраста – развитие познавательной активности неслышащих детей через игры-эксперименты.
Задачи экспериментальной деятельности:
• Активизировать мыслительные процессы, побуждать устанавливать причинно-следственные связи природных явлений и выражать их в речи.
• Развивать интерес к исследовательской деятельности, обогащать опыт самостоятельной экспериментальной деятельности.
• Расширять представления о свойствах природных материалов, почвы, песка, воды и их взаимодействии между собой. Познакомить со способами исследования свойств природных материалов, со знаково-символическим обозначением некоторых свойств предметов, явлений.
• Формировать правила безопасного поведения во время игр-экспериментов.
Методы и приемы для развития познавательной активности, используемые в подготовительной группе следующие:
• Практические : проблемные ситуации, создание мотивации, игровые упражнения, сюрпризные моменты, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей, экспериментирование.
• Наглядные: наблюдения, картинки, иллюстрации, схематические зарисовки, таблички, просмотр видеопрезентаций, игровые персонажи.
В группе созданы условия для исследовательской деятельности детей : оборудован Центр «Природа и наши опыты», в котором в зоне доступности детей находятся все необходимые материалы и оборудование для проведения экспериментальной деятельности. При организации игр-экспериментов подбираем материал и оборудование для каждого ребенка, чтобы все дети могли самостоятельно исследовать, продемонстрировать изучаемые свойства объектов, увидеть процесс и результат.
Игры - эксперименты с неслышащими детьми в старшей группе целесообразнее начинать с природным материалом и водой. Так как именно природные материалы, вода наглядно могут продемонстрировать все свои свойства, а во время экспериментирования обнаружить скрытые или неизвестные ранее детям стороны изучаемого объекта. Осенью чаще проводим эксперименты с природным материалом; зимой - с водой, снегом, льдом; весной - с песком, почвой, проращиванием семян, лука.
Игры-эксперименты проводятся как часть НОД, в вечернее время, на прогулке.
Также, отводится определенное время для самостоятельного экспериментирования детей. Во время клубного часа, который проходит в детском саду неслышащие дети из соседних групп по желанию могут посещать Центр «Природа и наши опыты» и в присутствии воспитателя проводить самостоятельно те игры-эксперименты, которые им понравились, или исследовать новые свойства природных материалов, что развивает у детей такие личностные качества как самостоятельность, инициативу.
Особое внимание уделяется повторению и соблюдению правил безопасного поведения во время экспериментальной деятельности. Так как для неслышащих детей необходима наглядность, совместно с детьми мы подобрали 3 серии символических картинок: «Общие правила», «Делай осторожно», «Нельзя». «Общие правила» : после опытов вымой руки; убери все на место. Правила «Делай осторожно» : осторожно пересыпай песок, землю, переливай воду; осторожно перемешивай; осторожно работай с оборудованием. Правила «Нельзя» : нельзя трогать грязными руками лицо, глаза; нельзя брать в рот предметы; нельзя брызгать друг на друга, размахивать инструментами. На каждое правило подобрано условное обозначение или картинка с подписью. Дети научились контролировать себя и друг друга, при нарушении правил показывают на картинку.
Хотя исследовательская деятельность сама по себе уже достаточно привлекательна для неслышащих детей, большое значение мы отводим проблемной ситуации или созданию мотивации, что побуждает детей активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути ее решения. А игровые персонажи, которые приходят на игры-эксперименты приносят с собой особый эмоциональный фон, помогающий неслышащим детям находить ответы на проблемные вопросы.
Ниже представлены примеры игр-экспериментов с природным материалом с использованием методов и приемов развития познавательной активности.
«Что плавает, что тонет?» (цикл из 2 занятий).
На первом занятии дети получают представления о том, что предметы могут плавать и тонуть, вместе с игровым персонажем Ученым Котом опытным путем определяют, что плавучесть не зависит от величины предмета ("и большие и маленькие камни тонут», а зависит от тяжести предмета («Тяжелые предметы тонут. Легкие предметы плавают»). На втором занятии дети знакомятся со схематическим обозначением свойства: стрелка вверх – предметы плавают, стрелка вниз – предметы тонут; опытным путем помогают Учёному Коту разобрать природный материал на группы «плавает - тонет».
«Чей отпечаток?» Игровой персонаж Буратино актуализирует знания детей о том, что они наблюдали на прогулке – следы кошки, собаки, следы от обуви детей на снегу и предлагает подумать, как появились следы предметов, которые он принес, и как можно сделать эти следы в нашем Центре, если тут нет снега (на мокром песке, на тесте для лепки). Буратино помогает ребятам оформить в речи высказывания. «Нужно тесто для лепки. Сильно прижмем шишку к тесту. Получим отпечаток шишки». После изготовления детьми отпечатков шишки, скорлупы грецкого ореха, боба, каштана, коры, веточки, ракушки Буратино предлагает игровое упражнение «Чей отпечаток?». Дети перемешивают у себя на досках отпечатки и природный материал, меняются друг с другом досками и подкладывают предметы под отпечатки, проверяя друг друга.
Опыт проведения игр-экспериментов с использованием методов и приемов развития познавательной активности показал, что дети с удовольствием участвуют в исследовательской деятельности, рассказывают о проведенных экспериментах родителям, повторяют их дома. У детей накапливается опыт инициативного поведения в познавательной деятельности, они задают вопросы взрослым, стремятся узнать новое. Важно отметить активизацию речевой деятельности детей. Речевая деятельность предшествует практической деятельности и завершает ее отчетом.
Литература.
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015