Светлана Леденцова
Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни»
(текст к презентации)
Слайд 2
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни» размещена в разделах
ст. 2.6. ФГОС ДО
В своей работе по познавательному развитию детей второго года жизни я, безусловно, придерживалась всех основных дидактических принципов: доступности, наглядности, развивающего обучения и т. д. Но одним из основных условий формирования познавательного интереса и познавательной активности считаю необходимость вызвать удивление ребенка. Ведь еще С. В. Образцов говорил: «Удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка в любознательность, любознательность - дорога к знанию». Эти слова являются своеобразным девизом моей работы.
Слайд 3
Кладезь чудес и удивления – сама природа. С первых дней пребывания детей в д/с я организовывала наблюдения в природе, прогулки по территории ДОУ, на огород, к цветникам.
Слайд 4,5
Рассматривали с детьми овощи, такие вот смешные, забавные овощи, по большей части картошку, обыгрывали, составляли сюжеты.
Один из главных путей развития познавательной активности – детское экспериментирование, и это один из лучших способов удивить ребенка, вызвать его любопытство. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев
Слайд 6
Так проводилось экспериментирование с песком. По сути, любая игра с песком – это постоянное экспериментирование: сравнение мокрого и сухого песка, пересыпание песка из одной емкости в другую, закапывание и раскапывание предметов, лепка куличиков и башенок. Не было ничего, и вдруг что-то интересное, стукнул совочком – и опять ничего.
Слайд 7
С родни песку игры с другими сыпучими материалами: крупами, солью. (Рисование по манке.)
Слайды 8,9,10
Незаменимы по своему значению игры с водой, такие как «Наливаем – выливаем», «Тонет – не тонет», «Намокает – не намокает», «Мыльные пузыри», «Окрашивание воды». Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны. В них дети получают особенную возможность овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Слайды 11,12,13
Экспериментирование с воздухом: с веером, с вентилятором, игры на поддувание (Дует ветер – разлетаются волосы, колышутся ленты, образуются волны на воде и т. д.)
Слайд 14
Экспериментирование со снегом: даем понятия о свойствах снега: белый, холодный, тает.
Слайд 15
Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом.
Слайд 16
Так же мною были организованы длительные эксперименты: вместе садили лук, ставили в воду веточки тополя, наблюдали, что происходит с ними, вместе поливали, добавляли воду в вазу.
Слайды 17,18
Кроме технологии экспериментирования, я использовала такую технологию как эмоц. погружение. такие занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, ребенок радуется, удивляется и познает.
Слайды 19,20
Использовала разнообразное нестандартное оборудование, дающее эффект неожиданности и удивления. Интересен в работе такой вот стенд, он дает возможность не только развить мелкую моторику ребенка, его конструктивные способности, но и удивить малыша, вызвать его познавательный интерес. Просто, время от времени меняю картинки в окошечках. На данный момент в них находятся фрукты, затем могут быть овощи, предметы одежды, птицы, животные, герои сказок и т. д.
Слайд 21
Так же организую игры с тематическими кубиками, с помощью которых ребенок легче запоминает названия цветов, геом. форм, животных, мебели и т. д.
Слайд 22
Игры с губками для мытья посуды.
Слайд 23
Использую в работе самодельные погремушки с различными наполнителями, экспериментируя с которыми, ребенок учится сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку определять, что находится внутри и какой объем.
Слайд 24
Аналогично использование воздушных шариков с разными наполнителями, только уже речь идет о развитии тактильных ощущений.
Слайд 25
Использование зонтика-сюрприза
Слайд 26
Игры с прищепками
Слайд 27
Игры с коробками с различным способом открывания
Слайды 28, 29,30
Для развития позн. активности использую такие формы работы как гостевание, проведение игр и ООД вне группового пространства.
Слайд 31
Использование элементов фольклора, театрализованных представлений.
Слайд 32
И, конечно же, любые задачи по развитию детей не будут решены в достаточной степени без взаимодействия с родителями.
Слайд 33
Конечно, работа над развитием познавательных способностей ведется педагогом ежедневно, ежечасно, ежеминутно; ведется во всех видах деятельности, будь то организованная образовательная деятельность, игровая деятельность или режимные моменты. И ничего особенно нового я не открыла, но я считаю, что для того, чтобы удивлять ребенка, нужно уметь удивляться самому, эмоционально откликаться на происходящее, уметь радоваться каждому маленькому успеху. Если работа ведется в системе, приносит педагогу радость, которую он несет детям, то она не может не дать положительных результатов.
Мои малыши проявляют активность, интерес ко всему новому, задают вопросы, с удовольствием участвуют в организованной образовательной деятельности, эмоционально откликаются на все происходящее вокруг них.