Елена Хабибулина
Программа «Развитие речи детей третьего года жизни с использованием картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Совершенствование речи детей на 3-м году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. Именно речь позволяет малышу осознанно формировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план. Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру.
К сожалению, существуют такие случаи, когда дети к трем годам запаздывают в речевом развитии. Это может быть обусловлено множеством разных факторов. Один из них, это когда ребенок «застревает» на стадии называния предметов. Неумение говорить заставляет ребенка становиться капризным и нервным, ведь он не может выразить свои желания, а взрослые его не понимают.
Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Поэтому раннее выявление и предупреждение, а так же коррекция и диагностика наиболее актуальны в нашем современном обществе. Чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе.
В своей работе воспитателем мы столкнулись с такой же проблемой.
В начале года было проведено обследование речевого развития детей раннего возраста.
Для исследования нами был подобран стимульный материал, который включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы.
Стимульный материал скомплектован из картинок дидактических пособий авторов Батяевой С. В. (Альбом по развитию речи для самых маленьких, Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н. (Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет, Стребелевой Е. А. (альбом «Наглядный материал для обследования детей»).
Результаты оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий.
На основании проведенного нами диагностического исследования, которое показало недостаточное развитие речи детей, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы по развитию активной речи детей третьего года жизни.
Для реализации программы мы использовали наглядный материал – картинки.
Программа «Развитие речи детей третьего года жизни с использованием картинки»
Цель программы : способствовать развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки.
Задачи программы :
1) обогащение, закрепление и активизация словаря;
2) формирование грамматического строя речи;
3) развитие связной (диалогической, монологической) речи;
4) воспитание звуковой культуры речи.
Принципы реализации программы :
1. Принцип индивидуализации предполагает строгий учет возраста (вплоть до месяца рождения, учет типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребенка, уровня развития речевых навыков и умений.
2. Принцип доступности зависит от уровня начальной речевой подготовленности ребенка (уровень понимания речи, уровень развития обиходной речи, использование в речи облегченных слов и т. д.)
3. Принцип наглядности - привлечение различных наглядных средств (картинок) в процесс усвоения детьми знаний и способствующие формированию речи.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию речевой активности детей раннего возраста.
Основные этапы и сроки реализации программы.
Срок реализации программы сентябрь 2019г. – май 2020г.
Этап организационно-подготовительный.
1. Определить содержания деятельности по реализации задач по развитию речи детей третьего года жизни, сформировать подгруппы для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Подобрать наглядный материал (картинки) на развитие речи детей.
3. Индивидуальная консультация родителей – знакомство с данными исследования речи детей, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Этап коррекционно-развивающий.
1. Реализация задач, определённых в программе по развитию речи детей третьего года жизни.
Этап диагностический.
1. Проведение диагностической процедуры исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных перспектив детей с нарушениями речи.
Планируемые результаты:
1. Речь является основным средством общения.
2. Ребё нок имеет достаточный активный словарь: расширение речевого репертуара за счёт обогащения словаря существительными, глаголами, прилагательными предлогами и наречиями.
3. Появление в речи двухсловной фразы.
4. По инструкции взрослого ребёнок узнаёт и правильно показывает предметы и их части на картинках, т. е. соотносит изображение и реальный предмет.
5. Вступает в диалог со взрослым (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задаёт вопросы «кто?», «что?» и ждёт ответа.
Изучена методическая литература, содержащая диагностические методики и методические рекомендации.
Занятие с детьми с задержкой речевого развития состоит из 3-х частей.
Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.
Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук.
Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи.
Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания.
Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры : лото, игры с парными картинками. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.
Работа воспитателя строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений.
То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей третьего года жизни (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
Коррекционно-развивающая работа проводилась как по подгруппам, так и индивидуально. Подгруппы были сформированы с учетом выделенных нами уровней развития речи. В первую группу вошли дети с низким уровнем развития. Вторую группу составили дети со средним уровнем развития.
Для всех подгрупп детей использовались общие задачи обучения.
Направление и содержание индивидуальных занятий определялось познавательными и речевыми особенностями детей по результатам констатирующего обследования.
В работе с детьми надо соблюдать ряд общепедагогических заповедей:
- во время выполнения поэтапной деятельности побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность;
- в течение каждого занятия сохранять доброжелательный тон;
- обязательно положительно оценивать успехи ребенка;
- не раздражаться и не торопить ребенка, если он овладевает мыслительными навыками медленно;
- при проведении каждого задания придерживаться следующей последовательности:
1) выявить, может ли ребенок самостоятельно справиться с заданием;
2) направить его усилия на самостоятельный поиск;
3) дать свой образец;
4) добиваться конечного результата.
Нами был составлен перспективный план занятий по развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия 10-12мин., что рекомендовано СанПиНом.
За основу занятий был взят комплект пособий Закревской О. В.
1. Развивайся, малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей ран. возраста.
2. Развивайся малыш : предметные картинки по развитию речи.
3. Развивайся малыш : сюжетные картинки по развитию речи.
Перспективный план занятий по развитию речи детей третьего года жизни с использованием картинки
Сентябрь 3 неделя
Рассматривание предметных картинок. Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 1-12)
4 неделя
Рассматривание парных картинок. Учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 13-32)
Октябрь
1 неделя
Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия. Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 1-16)
2 неделя
Рассматривание простых сюжетных картинок. Научить ребенка видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых предложений.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 17-22)
3 неделя
Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания
Учить ребенка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развернуто.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (из серии «Хорошо и плохо»; пособие 2, рис. 23-30)
4 неделя
«Игрушки»
Активизировать словарь по теме «Игрушки». Подвести ребенка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 33-42)
Ноябрь
1 неделя «Овощи»
Познакомить ребенка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 43-54)
2 неделя "Чего не стало"
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. Предметные картинки Закревская О. В. (на материале темы «Овощи»; пособие 1, рис. 43-54)
3 неделя «Семья. Люди»
Расширять и активизировать словарь по теме «Семья» : «Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь; сидит, стоит, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Продолжать работу по развитию фразовой речи.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 55-61)
4 неделя «Кто что ест»
Уточнять представление ребенка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы : «Лакает, грызет, клюет». Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребенка давать полный ответ.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 62-69)
Декабрь
1 неделя
Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят»
Помочь ребенку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На». Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 31-38)
2 неделя «Хорошо и плохо»
Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Активизировать в речи прилагательные : «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый».
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 23-30)
3 неделя «Транспорт»
Учить различать по внешнему виду транспорт, показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колеса, окна)
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 70-81)
4 неделя «Одежда, обувь, головные уборы»
Уточнить представление ребенка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 82-114)
Январь
1 неделя «Посуда»
Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Дать представление о назначении отдельных видов посуды.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 115-124)
2 неделя «Мебель»
Учить ребенка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении.
Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь, предлоги «На», «В».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 125-131)
3 неделя «Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом»
Познакомить ребенка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребенка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 132-141)
(Можно взять картинки из серии «одежда», «овощи».)
4 неделя «Чего не стало»
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. Предметные картинки Закревская О. В.
(на материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; пособие 1, рис. 82-114)
Февраль
1 неделя «Домашние животные»
Закреплять у ребенка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных, особенности внешнего вида.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
2 неделя «Кто еще пришел»
Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
3 неделя «Кто как ест»
Уточнять представление ребенка о том, кто, что и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
4 неделя «Кто что делает»
Активизировать в речи ребенка слова : «Бодается, царапается, фыркает, мурлычет, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, мычит».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149)
Март
1 неделя «Домашние животные и их детеныши»
Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний громко - тихо; Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»;
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)
2 неделя «Дикие животные»
Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.
Предметные картинки Закревская О. В.
(пособие 1, рис. 150-155, 162-167)
3 неделя «Угадай кто это»
Закреплять знания ребенка о «Диких животных». Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, учить рассказывать о животных.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)
4 неделя «Домашние птицы»
Активизировать у ребенка словарь: называть слова, обозначающие названия домашних птиц; части тела. Уточнить понятие «Домашние птицы».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 173-178)
Апрель
1 неделя «Кто мама»
Учить ребенка различать взрослых птиц и их детенышей. Активизировать слова: «Клюв - клювик, крыло - крылышко».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 173-182)
2 неделя «Кто где живет»
Активизировать в речи ребенка слова : «Норка, коврик, аквариум, клетка, гнездо».
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 183-191)
3 неделя «Фрукты»
Учить различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху. Уточнить обобщающее слово «Фрукты». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствован. структуры слова.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 136-141)
4 неделя «В саду и в огороде»
Уточнять обобщающие слова: «Овощи, фрукты». Упражнять в группировке предметов по месту произрастания.
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 39-46)
Май
1 неделя «Времена года»
Учить ребенка видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
Предметные картинки Закревская О. В. (пособие 1, рис. 192-203)
2 неделя «Когда это бывает»
Закреплять знания ребенка о частях суток; упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Сюжетные картинки Закревская О. В. (пособие 2, рис. 47-58)
Разработанная нами программа позволяет осуществить комплексное воздействие на формирование речи детей третьего года жизни в ограниченные временные сроки (в течение одного учебного года, что создает необходимые предпосылки для минимизации выраженных отклонений в развитии речи детей.
Список использованных источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986. - 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1981. – 276 с.
3. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
4. Датешидзе, Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. - СПб. : Речь, 2004. - 128 с.
5. Закревская, О. В. Развивайся, малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей ран. возраста / О. В. Закревская. - Москва: Гном и Д, 2009. – 85с.
6. Закревская, О. В. Развивайся малыш : предметные картинки по развитию речи / О. В. Закревская. – Москва: Гном и Д, - 23 с.
7. Закревская, О. В. Развивайся малыш : сюжетные картинки по развитию речи / О. В. Закревская. – Москва: Гном и Д, - 23 с.
8. Смирнова, Л. Н. Развитие речи у детей 2 - 3 лет : Пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 104 с.
9. Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет / Елена Янушко. - Москва: Теревинф, 2007. - 232 с.