Приложение МААМ

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр»

Галина Чайникова
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему :

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами

музыкально – ритмических игр»

Музыкальный руководитель

МКДОУ комбинированного вида

№2 «Светлячок»

Чайникова Галина Юрьевна

г. Вятские Поляны

2018 год

Публикация «Опыт работы „Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр“» размещена в разделах

«Музыкальное воспитание – это

не воспитание музыканта, а

прежде всего, воспитание

человека»

В. А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание способствует нравственному и эстетическому становлению человека, формированию его, как личности. Человек, «прорастая» очень медленно, постепенно, входя в мир звуков, красок, движений, пластики, постигает весь многогранный мир. Познавая действительность, ребёнок, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают и т. д. Понять самого себя помогает музыка. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря этой особенности она становится по выражению психолога Б. М. Теплова, «эмоциональным познанием» и даёт ни с чем несравнимые возможности развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.

Известно, что детский возраст относится к «аффективному» возрастному этапу формирования личности (аффект – сильное, кратковременное переживание). В это время возрастает подвижность нервных процессов, причём процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.

Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. Если ребёнок будет находиться в хронической ситуации нервно – психического напряжения, то в дальнейшем в структуре личности сохранятся, и будут обнаруживаться такие черты, как эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость.

Актуальность опыта определяется тем, что в современных условиях нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, нежелания сочувствовать и сопереживать товарищам, непонимания, что такое порадоваться за другого. А эти отклонения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дети не могут выражать свое эмоциональное состояние социально- приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Особая роль в решении этой проблемы принадлежит игре. Музыкально - ритмическая игра воздействует на эмоционально – личностную сферу, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Таким образом, важность развития эмоциональной сферы детей несомненна. Возникла необходимость развития у детей положительных эмоций в доступной и интересной для них форме: музыкально – ритмической игре. Использование музыкально – ритмических игр актуально в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно игры дают возможность ребё нку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, прыгать, скакать, подражать животным и птицам, получая, тем самым положительный заряд эмоций.

Работая с детьми, я обратила внимание на возникающие трудности у детей, в создании художественного образа в музыкально – ритмических играх, характерных танцах, эмоциональном отклике на музыку различного характера, и выявила проблему нарушения коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, обнаружив такие противоречия между:

• Трудностями в воспитании гармонично – развитой личности родителями, воспитателями и реальным учебным планом, где мало уделяется внимания на развитие эмоциональной сферы детей;

• Преобладанием информационных компьютерных технологий в жизни ребёнка и потребностью детей к ярким эмоциональным переживаниям, выражающих индивидуальность каждого.

Выявленные противоречия позволили определить цель: создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – ритмических игр.

Достижение планируемых результатов предполагает выполнение ряда задач:

1. Образовательные

обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

развитие коммуникативных способностей;

формирование умственных способностей и действий.

2. Развивающие :

развивать музыкальный вкус;

развивать общую музыкальность слуха, чувство ритма, чувство музыкальной формы;

развивать понимание и дифференциацию эмоциональных состояний;

скорректировать отрицательные эмоциональные состояния.

3. Воспитательные

воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

развитие чувств и эмоций.

создать целостную эстетическую среду для формирование музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Длительность работы над опытом по разрешению противоречия между необходимостью повышения уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, средствами музыкально – ритмических игр, и недостаточными возможностями традиционного подхода к проблеме, длилась три года.

Началом работы по теме стало наблюдение, опрос детей, тесты – задания с использованием музыкально – ритмических игр и проведение диагностики уровня развития эмоциональной сферы детей. Результаты диагностики позволили сделать следующие выводы:

1. Дети скованы при выполнении двигательных заданий. Даже при наличии внутреннего желания двигаться и эмоционально откликаться на музыку у них нет достаточного объёма навыков и умений.

2. Слабо развито чувство ритма, детям не просто было справиться с ритмическими заданиями.

3. Нет слухового внимания на восприятие музыки, формы, фразировки, произведения, что очень важно в процессе развития эмоциональной сферы детей.

4. Дети невнимательны при зрительном восприятии показа движения. Не запоминают последовательность элементов действий. Им трудно анализировать, сравнивать, контролировать себя и действия других. Так, в 2015 году обнаружились такие результаты эмоционального развития детей средствами музыкально ритмических игр :

Критерии оценки Группы

Колоколь-

чики Цветик- -семицветик Ягодки Солнышко Мотыльки

1. Внимательно слушает музыку 69 70 65 56 64

2. Чувствует характер музыки 60 58 72 62 56

3. Двигается в соответствии с характером музыки 65 68 66 76

67

4. Оканчивает движения с музыкой 70 71 67 61 78

5. Самостоятельно меняет движения в соответствии с 2 –х частной формой 68 65 65 55 53

6. Бегает, прыгает легко 86 82 87 77 88

7. Красиво выполняет танцевальные движения 64 66 63 59 66

8. Выразительно передаёт игровой образ 68 65 67 60 62

69 68 69 63 67

На основном этапе была проведена:

апробация технологий музыкально – ритмических игр

использования широкого спектра музыкально – ритмических игр в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.

В процессе разучивания музыкально – ритмических игр я использовала разнообразные методы и приё мы:

Наглядно – слуховые методы:

Выразительное исполнение музыкального произведения, будь то танец, пляска, игра.

В процессе разучивания игры, пляски, я широко использую художественное слово: беседу, пояснение, либо стихотворный текст

Использую образное сравнение при объяснении того или иного движения, помогая тем самым правильно и выразительно его исполнить

Наглядно – зрительные методы:

Показ мною движений под аудиозапись, или напевая мелодию к игре

Показ движения ребёнком, заранее усвоившим это движение или быстро усвоившим после показа взрослого

Для развития внимания и умения анализировать свои действия использую сравнительный показ (правильный и неправильный)

Использование наглядных пособий, атрибутов, иллюстраций.

Тактильно – мышечная наглядность в оказании индивидуальной помощи

Практический метод

Многократное повторение трудных мест или всей игры в целом. Детям удаётся лучше почувствовать движение, технику исполнения, избежать ошибок при исполнении движения.

Разучивая трудные движения, использую принцип поэтапности. Например, при разучивании полуприседания сначала надо научиться выполнять «пружинку», а потом добавить выставление ноги на пятку.

Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы каждый ребёнок мог себя раскрыть эмоционально, применяю игровые приёмы. Например: дети не просто ходят в полуприсяде (гномики, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарики», такой игровой приём способствует органичному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений. Методические приёмы могут быть обращены сразу ко всей группе или направлены на активизацию каждого ребё нка в отдельности:

Исполнение индивидуальной роли разными детьми

Распределения на подгруппы: одни поют, другие выполняют движения, затем меняются местами

Постепенное включение в игру всех детей или игры со сменой пары

Использование таких методических приёмов даёт положительные результаты в развитии эмоциональной сферы детей.

Развитие эмоциональной сферы целесообразнее начинать с развития внешней эмоциональной выразительности (мимики, жестикуляции, пантомимики) Группы игр, которые непосредственно служат решению этой задачи:

Для мышечной выразительности лица игра – «Фока»

Педагог начинает игру: «У Фоки было семь детей, семь детей, семь дочерей. Они не пили и не ели, друг на друга всё смотрели, делали вот так, делали вот так. Дети поднимают брови, легко сводят их, прищуривают глаза, плотно сжимают губы, складывают губы, вытягивают губы, оскаливают зубы. Предлагается использовать музыкальные произведения : А. Филиппенко «Полька – шутка»,

В. Шаинский «Песенка Чебурашки».

Игры, развивающие жесты и пантомимику – «Заколдованный ребёнок», «Королевство кривых зеркал» - дети стоят в кругу, музыкальный руководитель говорит, что они попали в королевство кривых зеркал, чтобы помочь жителям исправить зеркала, дети должны изобразить радость, усталость, грусть, злость. Каждой эмоции соответствует своя мелодия: радость – полька, злость – «Марш Черномора» М. Глинки, грусть – Вальс Си минор И. Штрауса.

Игры на пластику рук и корпуса тела – «Голодная кошка и сытый кот» В. Салманова, «Листопад» Вальс А,Гречанинова, «Цветок расцветает» В. Витлина.

Игры, развивающие моторно – двигательные реакции: «Танец сидя» Полька «Добрый жук», «Полька – Бабочка», «Займи место» р. н. м. «Как под яблонькой?», «Чей кружок быстрее соберётся?».

Музыкально-ритмические подвижные игры : «Мышки» О. Боромыковой,

«Колобок», «Принц и принцесса».

«Путешествие на киностудию». Педагог сообщает, что дети попали на киностудию, где снимают различные фильмы. С помощью танцевальных движений нужно изобразить сюжеты:

- «Мне купили футбольный мяч» («Марш» И. Дунаевского)

- «Я разбил вазу» (мелодия Вальса А. Грибоедова)

Развитие эмоциональной сферы основывается также на богатстве и разнообразии впечатлений от прослушанной музыки. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей: «Гроза» (Ноктюрн «Грёзы любви»)

Для снятия эмоциональных напряжений используются релаксационные упражнения. (Д. Эллингтон «Одиночество»).

Коммуникативные игры – танцы «Мы повесим шарики», «Злая тучка», «Если весело живётся, делай так», «Волшебный посох», «Буги – вуги», «Разноцветная игра», «Тыц – дрыц»

В процессе работы я использую дифференцированный подход к подбору музыкально-игрового материала. Это позволяет детям лучше осваивать средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи, ритм, динамику, темп, высоту. В работе с медлительными детьми применяю стимулирующую музыку, общего жизненного тонуса. С такими детьми играем в подвижные игры, требующие дополнительных усилий. Формируя у детей понимание музыкально – игрового задания, я направляю слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры.

Закрепление разученных музыкально – ритмических игр осуществлялось на праздниках и развлечениях.

Неоценимый вклад в мою деятельность по развитию эмоциональной сферы детей вносят воспитатели, которые являются первыми помощниками. Используя музыкально – ритмические игры во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в использовании игровых физкультминуток, тем самым они помогают закрепить выученный материал.

Закрепляется игровая гимнастика, игровые упражнения на зарядках в совместной деятельности с инструктором по физическому воспитанию, для более раскрепощённого исполнения детьми основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки, галоп и т. д., навыков размещения в пространстве (построение в круг, в колонну и т. д.) ориентировка в пространстве (направо, налево, вперёд, назад и т. д.)

Чтобы привлечь внимание родителей к теме своего опыта я провела консультации:

«С песенкой через порог детского сада» (для первой младшей группы) 2014г. Приложение №5

• «Музыка, как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста» (для второй младшей группы) 2013г.

Оформила буклеты по проведению музыкально – ритмических игр дома, на прогулках для родителей и детей.

Приглашала родителей на праздники и развлечения, в содержании которых включала музыкально – ритмические игры по эмоциональному развитию дошкольников :

Музыкально - развлекательный досуг «Мамин день и я встречаю, вместе с мамой поиграю» март 2014г.

• Праздник «Новоселье» в средних группах октябрь 2015г.

Развлечение - Шоу – программа «Мама милая моя» («День матери») средние группы ноябрь 2016г.

• Осенний праздник «Гном и Мухомор на празднике осени» октябрь 2014г. Старшая группа Музыкально – ритмическая игра «Грибочки» Картушиной.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии в развитии эмоциональной сферы детей средствами музыкально – ритмических игр.

Таким образом, планирую свою работу с акцентом на максимально всестороннем развитии эмоциональной сферы каждого ребёнка :

Содействую становлению основ музыкальности ребёнка, стимулирую устойчивую потребность слушать музыку, умение оценивать эстетическую сторону игр, хороводов;

Активизирую восприятие музыки и движения в музыкально – ритмических играх детского, народного, классического репертуара, различного характера и содержания. Формирую опыт ценностных ориентаций по отношению к окружающему миру.

Обогащаю объём музыкально двигательных представлений и формирую умение применять их на практике.

Учу различать элементарные выразительные средства, создающие музыкальный образ : темп, динамические изменения, регистры.

Результативность опыта

Результаты диагностики на начальном этапе позволили сделать следующие выводы:

1. Дети скованы при выполнении двигательных заданий. Даже при наличии внутреннего желания двигаться и эмоционально откликаться на музыку у них нет достаточного объёма навыков и умений.

2. Слабо развито чувство ритма, детям не просто было справиться с ритмическими заданиями.

3. Нет слухового внимания на восприятие музыки, формы, фразировки, произведения, что очень важно в процессе развития эмоциональной сферы детей.

4. Дети невнимательны при зрительном восприятии показа движения. Не запоминают последовательность элементов действий. Им трудно анализировать, сравнивать, контролировать себя и действия других.

На основании диагностических данных дети имели на начало периода высокий уровень - 40%, средний -35%, низкий 25%. Значит, 25% детей нуждается в развитии эмоциональной сферы при осуществлении модифицированной технологии использования музыкально – ритмических игр в единой системе – «образовательная деятельность – мероприятие – повседневная жизнь»

Анализ диагностических данных на конец периода работы в этом направлении показал положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

• У воспитанников сформировались знания о конструктивных особенностях музыкальных произведений (такт, сильная доля, размер)

• Сформировались представления о стилях и жанрах музыки, развилась музыкальность.

• Возникла потребность в творческом самовыражении.

• Воспитанники могут выразительно проявлять эмоции.

Результативность отслеживалась мною с помощью следующей диагностики. На примере двух групп рассмотрим уровень музыкально – ритмического развития детей.

Результаты музыкально – ритмического развития детей.

Группа Критерии оценки %

2014-2015 2015-2016 2016-2017

«Колокольчики»

Гр. №9 1. Внимательно слушает музыку 69 76 83

2. Чувствует характер музыки 75 80 85

3. Двигается в соответствии с характером музыки 70 78 86

4. Оканчивает движения с музыкой 81 89 92

5. Самостоятельно меняет движения в соответствии с

2 –х частной формой 68 76 88

6. Бегает, прыгает легко 86 90 93

7. Красиво выполняет танцевальные движения 75 80 84

8. Выразительно передаёт игровой образ 72 87 91

ИТОГО: 75 82 87,7

«Ягодки»

Гр. №6 1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки 71 80 84

2. Отмечает в движении сильную долю 68 74 80

3. Выполняет ритмический рисунок в хлопках 78 86 87

4. Выразительно и правильно танцует 72 87 88

5. Не подражает другим в танце, пляске, игре 67 77 79

6. Выразительно и эмоционально передаёт в движениях характер знакомого музыкального произведения 75 88 94

7. Передаёт характер незнакомого произведения, прослушав один раз. 66 79 82

ИТОГО: 71 82 96,8

По данным диагностики виден положительный результат в развитии эмоциональной сферы детей. Благодаря применению данной системы в работе повысилось количество детей, участвующих в конкурсах.

Мои воспитанники участвуют во всех мероприятиях нашего детского сада и города.

В 2012 году Измухаметов Динар выступил на городском фестивале искусств «Цветочный город»

В 2013 году Антошкина Анжела выступала на городском фестивале детского творчества «Есть у солнышка друзья»

В 2013 году участвовали в конкурсе «Зелёный огонёк» с агитбригадой «Светофорик», показали это выступление перед родителями и в садике №4 «Аленький цветочек» 04.2013г.

В 2014 году группа девочек выступала на фестивале детского творчества «В поисках новых друзей». Девочки исполнили танец «Конфетки»

В 2014 году мои дети успешно выступали на фестивале детского творчества в стенах нашего детского сада «Радуга талантов». Награждены грамотами 1,2,3, степени.

В 2015 г. воспитанник группы №6 Кондаков Егор успешно выступил на городском фестивале детского творчества «Пусть всегда будет солнце» с песней «Ты не бойся мама»

В 2016г. Группа детей Фестиваль «Любимому городу посвящается» исполнила песню – новинку композитора Виктора Ударцева «Песенка друзей»

Применение данного опыта – этот опыт можно использовать музыкальным руководителям в дошкольных образовательных учреждениях, при реализации образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного

возраста, работающих по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Итак: из результатов музыкально – ритмического развития детей видно, что процент справляющихся детей с этим видом музыкальной деятельности растёт постепенно вверх. Музыкально – ритмические игры действительно способствуют успешному развитию эмоциональной сферы детей с учётом их возрастных особенностей.

Список, используемой литературы.

1. Воропаева И. П. «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников»1993

2. Тарасова К. В. «Онтогенез музыкальных способностей»1988

3. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю людям»1979

4. Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей»1989

5. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. - М. :

Просвещение, 1983.- 207 с.

6. Бодраченко И. В. Речевые игры //Музыкальный руководитель. 2007.№1

с. 13

7. Боровик Т. Ритмодекламация //Музыкальный руководитель. 2004.№5. с. 3

8. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным

сопровождением. - С - Пб. : Детство Пресс. – 1999. – 63с.

9. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. - С - пб. :

Музыкальная палитра. – 2004. – 35 с.

10. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – С - Пб. : - 2000. – 217. с.

11. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М. :

Просвещение, 1981.-240 с.

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Психология: Классические труды – М. : Просвещение, 1996.

Публикации по теме:

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом.

Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.

Конспект открытого занятия «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности».

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций»Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» "Кубик эмоций" - это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.

Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы» Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний.

Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр Елена Давыдова Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр. Опыт работы по воспитанию трудолюбия в процессе игровой.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание.

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы) Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом. Дети второго года жизни радуются пению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Чайникова (УИ 727174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД