Панфилова Ксения Олеговна
Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 3-х до 4-х лет. В начале года педагогом-психологом была проведена диагностика уровня развития детей данного возраста. В результате она выявила, что у нескольких детей общий уровень развития выше нормы.
Публикация «Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Так как, в практике работы дошкольных учреждений педагоги чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития, я составили план работы для этих детей, направленный на развитие поэтического творчества.
Я выбрала данное направление, так как развитие поэтического творчества способствует совершенствованию вербальным способам общения детей, развивает речь, способствует пониманию различных жанров, их особенностей, развивает умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.
Целью работы является развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомить с особенностями разных жанров литературы.
2. Учить говорить красиво, обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, прилагательными, глаголами, наречиями; закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов.
3. Через совместное рассказывание и словесное творчество (составление рассказов, загадок, потешек и стихов) формировать умение вести диалог со старшими и сверстниками.
4. Развивать психические процессы: восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение.
5. Прививать любовь к родному языку.
Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий.
Для того чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии. Конечно, никаких логических определений и терминов не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.
Детям дошкольного возраста недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными способами выражения в слове образности вполне отвечает их возможностям.
Приё мы стихосложения:
1. Вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;
2. Подобрать рифму к словам ( н-р: день – лень, ложка – крошка).
3. Сочинить загадку ( например: он колючий, но не злой, ест мышей и спит зимой.)
4. Вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка).
5. По прочитанному отрывку из стихотворения отгадать автора и название. («Белая берёза под моим окном принакрылась снегом…» С. Есенин).
Так же используются дидактические игры:
1. Игра «Продолжалки». (Воспитатель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму).
2. Игра «Допиши две строчки». (Воспитатель придумывает первые две строчки, а дети две последние).
3. Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова». Воспитатель называет по 2 пары слов, а ребёнок придумывает с ними стихотворение.
4. Игра «Угадай-ка». Воспитатель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются (полка – волка, печка – свечка).
5. Игра «Что лишнее?». Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими ( например: пень, лень, день, лес).
6. Игра «Поймай рифму». Игра с мячом в кругу, воспитатель бросает мяч и называете слово, а ребёнок отвечает рифмой и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» используется для знакомства с понятием «Рифма» :
1. Подбор созвучных слов устно или по картинке (автобус – глобус).
2. Рифмовка названия предмета и:
• части другого предмета (мышка – крышка);
• обобщающего слова для второго предмета (дверь – зверь);
• синонима ко второму предмету (кошка – лукошко).
3. Рифмовка словом, обозначающим прошлое или будущее второго предмета (пена – полено, барабан - баран).
4. Рифмовка уменьшительной формы второго предмета (кошка – рыбёшка).
5. Рифмовка прилагательного (лопаты – лохматый).
6. Рифмовка глагола (синица – снится).
7. Рифмовка наречия (слониха – тихо).
8. Образование множественного числа обоих слов (банки – танки).
9. Образование новых слов с помощью суффиксов (флажок – утюжок).
Упражнения на развитие поэтического творчества :
1. Придумывание сравнений и эпитетов.
Задача. Помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический.
Задания.
Придумывание эпитетов. Придумать определения к словам: осень (хмурая, дождливая, золотая, желтая, грустная); снег (хрустящий, серебристый, блестящий, легкий).
Придумывание сравнений. Сначала детям в качестве образца дается сравнение из литературного произведения. («Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром».) Воспитатель говорит: «В стихотворении автор сравнивает снег с серебром, а ты можешь придумать сравнение к слову снег» («снег, как белая скатерть, землю покрыл», «снег пушистый, как вата», «снег под ногами хрустит, как сухарик»). Такое же задание воспитатель предлагает детям на слова: береза («березка стройная, как девица», «березка стоит, как в белом платьице», лес («лес полон чудес, как терем-теремок», «осенний лес красив, как сказка»).
2. Подбор синонимов и антонимов.
Задача. Помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки.
Методические указания. Знакомство с синонимическим богатством родного языка поможет детям совершенствовать свою речь, почувствовать, как одно и то же значение может быть выражено разнообразными словами. Знакомство с антонимами поможет уяснить детям противоположные значения слов и словосочетаний.
Задания.
1. Подобрать синонимы к заданному слову или словосочетанию. Воспитатель говорит детям: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он? (радостный, счастливый, поющий, улыбающийся)».
2. Подобрать антонимы к этим же словам (веселый — грустный, печальный; холодный — теплый, горячий; веселое утро — хмурое утро, дождливое утро, пасмурное утро).
Учитывая результаты промежуточного среза, можно сделать вывод о том, что у детей повысилась интонационная выразительность, расширился словарный запас, они с легкостью подбирают рифму, могут различать некоторые литературные жанры, участвуют в театральных сценках, заучивают длинные стихотворения. Остальные дети так же заинтересовались этой деятельностью и активно принимают участие в играх и упражнениях. На данный момент работа по развитию поэтического творчества с данными детьми продолжается.
В заключении хочется сказать, что когда мы учим детей самих создавать образное слово, творчеству составлять стихи, то способствуем становлению у них культурных, эстетических ценностей, неприятию всего примитивного, грубого и вульгарного. Детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.