МААМ-картинки

Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста

Панфилова Ксения Олеговна
Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 3-х до 4-х лет. В начале года педагогом-психологом была проведена диагностика уровня развития детей данного возраста. В результате она выявила, что у нескольких детей общий уровень развития выше нормы.

Публикация «Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Так как, в практике работы дошкольных учреждений педагоги чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития, я составили план работы для этих детей, направленный на развитие поэтического творчества.

Я выбрала данное направление, так как развитие поэтического творчества способствует совершенствованию вербальным способам общения детей, развивает речь, способствует пониманию различных жанров, их особенностей, развивает умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Целью работы является развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Знакомить с особенностями разных жанров литературы.

2. Учить говорить красиво, обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, прилагательными, глаголами, наречиями; закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов.

3. Через совместное рассказывание и словесное творчество (составление рассказов, загадок, потешек и стихов) формировать умение вести диалог со старшими и сверстниками.

4. Развивать психические процессы: восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение.

5. Прививать любовь к родному языку.

Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий.

Для того чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии. Конечно, никаких логических определений и терминов не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.

Детям дошкольного возраста недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными способами выражения в слове образности вполне отвечает их возможностям.

Приё мы стихосложения:

1. Вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;

2. Подобрать рифму к словам ( н-р: день – лень, ложка – крошка).

3. Сочинить загадку ( например: он колючий, но не злой, ест мышей и спит зимой.)

4. Вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка).

5. По прочитанному отрывку из стихотворения отгадать автора и название. («Белая берёза под моим окном принакрылась снегом…» С. Есенин).

Так же используются дидактические игры:

1. Игра «Продолжалки». (Воспитатель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму).

2. Игра «Допиши две строчки». (Воспитатель придумывает первые две строчки, а дети две последние).

3. Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова». Воспитатель называет по 2 пары слов, а ребёнок придумывает с ними стихотворение.

4. Игра «Угадай-ка». Воспитатель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются (полка – волка, печка – свечка).

5. Игра «Что лишнее?». Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими ( например: пень, лень, день, лес).

6. Игра «Поймай рифму». Игра с мячом в кругу, воспитатель бросает мяч и называете слово, а ребёнок отвечает рифмой и возвращает мяч.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» используется для знакомства с понятием «Рифма» :

1. Подбор созвучных слов устно или по картинке (автобус – глобус).

2. Рифмовка названия предмета и:

• части другого предмета (мышка – крышка);

• обобщающего слова для второго предмета (дверь – зверь);

• синонима ко второму предмету (кошка – лукошко).

3. Рифмовка словом, обозначающим прошлое или будущее второго предмета (пена – полено, барабан - баран).

4. Рифмовка уменьшительной формы второго предмета (кошка – рыбёшка).

5. Рифмовка прилагательного (лопаты – лохматый).

6. Рифмовка глагола (синица – снится).

7. Рифмовка наречия (слониха – тихо).

8. Образование множественного числа обоих слов (банки – танки).

9. Образование новых слов с помощью суффиксов (флажок – утюжок).

Упражнения на развитие поэтического творчества :

1. Придумывание сравнений и эпитетов.

Задача. Помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический.

Задания.

Придумывание эпитетов. Придумать определения к словам: осень (хмурая, дождливая, золотая, желтая, грустная); снег (хрустящий, серебристый, блестящий, легкий).

Придумывание сравнений. Сначала детям в качестве образца дается сравнение из литературного произведения. («Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром».) Воспитатель говорит: «В стихотворении автор сравнивает снег с серебром, а ты можешь придумать сравнение к слову снег» («снег, как белая скатерть, землю покрыл», «снег пушистый, как вата», «снег под ногами хрустит, как сухарик»). Такое же задание воспитатель предлагает детям на слова: береза («березка стройная, как девица», «березка стоит, как в белом платьице», лес («лес полон чудес, как терем-теремок», «осенний лес красив, как сказка»).

2. Подбор синонимов и антонимов.

Задача. Помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки.

Методические указания. Знакомство с синонимическим богатством родного языка поможет детям совершенствовать свою речь, почувствовать, как одно и то же значение может быть выражено разнообразными словами. Знакомство с антонимами поможет уяснить детям противоположные значения слов и словосочетаний.

Задания.

1. Подобрать синонимы к заданному слову или словосочетанию. Воспитатель говорит детям: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он? (радостный, счастливый, поющий, улыбающийся)».

2. Подобрать антонимы к этим же словам (веселый — грустный, печальный; холодный — теплый, горячий; веселое утро — хмурое утро, дождливое утро, пасмурное утро).

Учитывая результаты промежуточного среза, можно сделать вывод о том, что у детей повысилась интонационная выразительность, расширился словарный запас, они с легкостью подбирают рифму, могут различать некоторые литературные жанры, участвуют в театральных сценках, заучивают длинные стихотворения. Остальные дети так же заинтересовались этой деятельностью и активно принимают участие в играх и упражнениях. На данный момент работа по развитию поэтического творчества с данными детьми продолжается.

В заключении хочется сказать, что когда мы учим детей самих создавать образное слово, творчеству составлять стихи, то способствуем становлению у них культурных, эстетических ценностей, неприятию всего примитивного, грубого и вульгарного. Детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Игры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возрастаИгры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста Подленчук Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ "ЦРР - д\с № 152" г. Магнитогорска Игра «Укрась кувшин» Цель: учить детей украшать кувшин в.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 09:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Панфилова Ксения Олеговна (УИ 2443994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД