Юлия Ковальчук
Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В XXI веке система образования на основании нормативно-правовых документов регламентирует включение в образование не только нормально развивающихся детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, не все так однозначно и проблема принятия детей с ОВЗ в общество до сих пор остается не до конца решенной. Важно место при решении вопроса социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья отводится его семье.
Публикация «Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Проблема активного участия семьи в образовательном процессе ребенка, не зависимо от состояния его здоровья раскрывается во многих правовых актах: Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка. Принимая во внимание все вышеуказанные документы, можно сделать вывод, что для участия в образовательном процессе родителям недостаточно только опыта, требуются еще и определенные познания для лучшей социализации ребенка в обществе. [2]
Самыми первыми путеводителями в жизни ребенка являются его родители и именно им отводится важное место в его воспитании и развитии. А если в семье есть ребенок с ОВЗ, то усилия родителей в данном случае должна быть направлены не только на обучение ребенка, но и на его успешную социализацию. Помимо медикаментозного лечения и помощи специалистов таким детям требуется тесный контакт с родителями. Взаимосвязь всех этих компонентов приведет к положительной динамике в развитии ребенка. В семьях, где есть ребенок с особенностями, родители не всегда правильно самостоятельно могут развивать его способности. Иногда не правильные действия родителей в таком вопросе могут не только не способствовать полноценному развитию ребенка, но и еще больше усугубить ситуацию и привести к еще большим трудностям и задержке в развитии, на фоне и так имеющихся отклонений. Если родители принимают своего ребенка и готовы ему помочь успешно развиваться, они обязательно обращаются за помощью к специалистам. Главная задача специалистов, работающих с данной семьей, постоянно оказывать семье психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания и обучения.
Современная система образования представляет собой многообразие педагогических технологий воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. Существуют различные методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, но самым первым и действенным методом в период раннего детства является взаимодействие родителей с малышом на эмоциональном уровне. Именно в этот период у ребенка происходит развитие функций, которые при правильном развитии приведут ребенка к овладению речью. Именно в этот период родителям следует обратиться за помощью к специалистам. Для организации системного и эффективного воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требуется тесное взаимодействие семьи с группой специалистов. Большую помощь в организации и составлении индивидуальной программы самообразования и в выборе литературы родителям могут оказать квалифицированные специалисты (психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, врач, социальный работник. В такую программу могут входить выполнение различных видов упражнений, игры с детьми, режимные моменты, развивающие занятия, физические упражнения, дыхательная гимнастика и другое. Специалисты могут давать родителям рекомендации по выполнению тех или иных упражнений. Так же специалист, наблюдая за ребенком и семьей в целом, может повлиять на уклад и форму внутрисемейной жизни, должен поспособствовать становлению в их семье положительной психологической и нравственной духовности и культуры родителей.
Если такое взаимодействие семьи и специалистов будет систематическим и полноценным, это приведет к положительной динамике в развитии ребенка.
Этап дошкольного детства наиболее благоприятен для развития и воспитания ребенка, вне зависимости от его отклонений. Чем раньше родители начнут взаимодействовать с ребенком и помогут ему в получении знаний и навыков, тем быстрее ребенок получит свой «жизненный» опыт, для успешной социализации. При высоком уровне педагогической компетентности родителей, они смогут создать для ребенка систему теоретических и практических занятий, помочь ему закрепить их и применять в жизни. Компетенция предполагает часть вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает в себя не только профессиональные знания и определенные умения, но и, такие качества, как коммуникация, сотрудничество, активность, ответственность, умение учиться и познавать окружающий мир, умение слушать, оценивать, правильно использовать полученную информацию. Компетентность – это в первую очередь накопленные знания и опыт, а также личные возможности человека, которые позволяют ему принимать участие в разработке определенного круга задач или решать вопросы лично, благодаря наличию определенных знаний, навыков. Это другой уровень образованности личности, который определяется наличием и степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. [5]
Для выявления уровня сформированности педагогической компетенции у родителей педагоги используют такие методы как:
- посещение семьи ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за взаимоотношениями в семье;
- наблюдение за ребенком;
- анкетирование родителей и воспитателей;
- консультации с родителями или членами ее семьи;
- тестирование родителей;
- индивидуальные беседы с родителями и с детьми;
- моделирование различных ситуаций;
- изучение рисунков детей на тему «Мой дом», «Моя семья».
Все вышеперечисленные методы не будут эффективны, если у родителей нет доверия к педагогам и специалистам. Осуществление взаимодействия должно основываться на доверительном и надежном сотрудничестве между воспитателями, специалистами и родителями, благодаря чему, родители смогут повысить свои психолого-педагогические знания и умения, а педагогический состав в свою очередь повысит свой профессиональный уровень и компетенцию. [4]
Психолого-педагогическая компетентность включает в себя :
- знания о возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии;
- собственные возможности применения полных сведений о особых аспектах воспитания, обучения и взаимодействия с ребенком подверженным различным дефектам развития;
- знания и опыт, касающиеся специальных способов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия;
- знания о специфике психического и личностного развития ребенка в норме или в патологии;
- знания, касающиеся постановки задач и организации взаимодействия;
- способность без принуждения мотивировать и убедить ребенка в необходимости и важности обучения тем или иным знаниям;
- способность понимать потребности ребёнка и создавать условия для их удовлетворения, а также планировать дальнейшее образование и будущую осознанность ребенка в соответствии с финансовыми возможностями и социальной ситуацией.
Многие родители не обладают психолого-педагогическими компетенциями в вопросах воспитания и обучения ребенка с особенностями и нередко им тоже нужна помощь специалистов в вопросах организации работы с такими детьми. Принятие родителями особых потребностей своего ребенка тоже играет немаловажную роль. Если родитель, в первую очередь, заинтересован в правильном развитии своего ребенка, он будет заниматься самообразование в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
Ученые нашего времени трактуют психолого-педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, элемент педагогической культуры. Существуют несколько разных пояснений данному термину:
- единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Арнаутова Е. П., Дуброва В. П., Зверева О. Л.) [6]
- интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.
По мнению Мининой А. В., развивая психолого-педагогическую компетентность, можно способствовать более грамотному и порядочному выстраиванию отношений между родителями и их детьми.
Таким образом, родители смогут более качественно и организованно создать условия для развития личности своего ребенка, помочь ребенку удовлетворить свои потребности, помочь в выражении личного достоинства, самостоятельности, индивидуальности, творчества и самовыражения. Для адекватного и правильного воспитания и восприятия своего ребенка родителям необходимо своевременно приобретать новые знания в области педагогики, психологии, социальной педагогики, а также знания в вопросах медицинского раздела, которые относятся к заболеваниям их ребенка. Родители, обладающие знания в данных областях и определенным опытом смогут дать своему ребенку правильное воспитание, ребенок с ОВЗ будет иметь больше шансов на преодоление трудностей и саморазвития себя в будущем. Если у ребенка будет недостаток родительской поддержки и внимания к его развитию, то он будет хуже приспособлен к различным жизненным ситуациям. Родители особого ребенка должны знать, что на каждом возрастном этапе развития у ребенка будут выявляться новые трудности в обучении и развитии, для решения которых им требуется постоянно повышать свой уровень знаний и умений в вопросах образования и развития своего ребенка.
При работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалисты должны использовать современные подходы к решению их проблем. Важная и главная цель – подвигнуть родителей к самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях. Задача каждого педагогического коллектива – уметь быть компетентным в решении своевременных задач воспитания и обучения особенного ребенка; уметь выслушать родителей, не навязывая своих советов и мнений; уметь грамотно и уверенно донести информацию, необходимую для оказания помощи ребенку и семье в целом.
Родителей привлекают к активному участию в реализации индивидуального образовательного маршрута детей с особенностями здоровья. А. Р. Маллер, специалист в области образования и социализации детей с ОВЗ, подчеркивал, что эффективность коррекционной работы значительно снизится, если родители не будут иметь специальных знаний по воспитанию детей с ОВЗ. [3] По этой причине много времени специалист должен потратить на «перевоспитание» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образования своих «особенных» детей.
В теории А. Адлера семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором развития личности, т. е. в семье ребенок формирует свои идеалы, жизненные цели, систему ценностей и учится жить.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» родители являются участниками образовательных отношений (п. 31 ст. 2) и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей (ст. 44, а специалисты образовательных организаций корректируют нарушения и помогают в развитии индивидуальных способностей. [1] Этим обусловлена значимость повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Ребенок с ОВЗ лишь в том случае может получить качественное и полноценное образование, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации профессиональных педагогов. Вместе с тем, развивающий характер обучения в детском саду, действенность индивидуального подхода, существенно улучшается на основе регулярного обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка. Грамотное взаимодействие родителей и специалистов в вопросах воспитания и обучения повышает эффективность воздействующих на ребенка коррекционных задач.
Ссылки на источники.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2022
/ [Электронный ресурс] // URL : https://zakonobobrazovanii.ru/
Исмаилова Э. М., Глинов С. С. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Индивидуальное проектирование образования как условие успешной профессиональной деятельности. – 2020. – С. 114-120.
К. П. Сенаторова Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. / [Электронный ресурс] // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ovz-na-primere-detey-s-narushennym-sluhom
Приходько О. Г., Югова О. В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям //М. : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис. – 2015. – С. 145.
Секерина Е. Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. – 2020. – С. 162-165.
Шарапова Л. Е. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста: дис. – 2018.