НАДЕЖДА ТЕРИНА
Развитие патриотизма через связь поколений, через военные песни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие патриотизма через связь поколений, через военные песни.
Слово «ПАТРИОТ» («patria» — от «pater», «отец») стало особо значимым во Франции, в период революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики, оно имело значение: «тот, кто любит родину, отечество». с тех пор оно вошло в историю всех стран, неся с собой особое отношение к местам, где родился, вырос, возмужал.
Публикация «Развитие патриотизма через связь поколений, через военные песни» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
В нашем понятии патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, он представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству. Патриотизм и гражданственность (психологическое ощущение себя полноправным членом государственного сообщества) включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование традициям своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; готовность защищать свою Родину; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Цель патриотического воспитания в нашей стране -- развитие в российском обществе высокой социальной активности, трудолюбия, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, укрепление государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Патриотизм охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни. Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в любом возрасте. От нас, представителей всех поколений, зависит будущее детей, внуков, правнуков.
Роль песни в патриотическом воспитании особо важна, т. к. это самый доступный и понятный всем поколениям язык, она сопровождает человека от рождения до тризны. А патриотические песни всегда были наиболее популярны, потому что в них чаяния, надежды, любовь к Родине и пелись они хором, становясь личным переживанием каждого. У этих песен есть характерные особенности: они быстро запоминаются, призывают к борьбе, мелодии всегда решительного или призывного характера со многими повторами. Эти песни мы должны передавать детям, внукам, правнукам. Чтобы они были понятны, нужно рассказывать их историю создания, чтобы они помнили своих предков, гордились ими и несли эстафету патриотизма в будущее. Особое место в нашей жизни занимают песни военных лет. Пока мы помним ту войну, мы способны предотвратить новую.
Песни Великой Отечественной войны, являлись таким же оружием, как и гранаты, потому что с песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимала дух, возвращала силы, звала к подвигу. Песни Русской Армии были простыми, конкретными, правдиво выражали чувства и мысли людей, без лишнего пафоса и фальши, именно так, как видели это простые солдаты. Онистали могучей мобилизующей силой в жизни народа и армии, так как затрагивали самые глубокие струны народного сердца. Самые известные песни того периода А. Александров «Священная война», К. Листов «Землянка», В. Соловьёв- Седой «Вечер на рейде», «Жди меня», М Блантер «В лесу прифронтовом», «Катюша», Н. Богословский «Тёмная ночь», «Синий платочек», «Огонёк» и др. В этих песнях сочетались боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине. Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и бились за свободу. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернутся в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. В одной замечательной песне поется : «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!
Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала гимном войны. История создания этой песни подтверждает патриотизм русского народа. А было это так: однажды утром, во время завтрака, к композитору А. В. Александрову подошел политработник с газетой «Известия» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, они выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.
На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь, её песенный подвиг.
Песня "В землянке" появилась случайно. В конце ноября 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков, после одного очень трудного фронтового дня, всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками писал письмо жене. Это были шестнадцать «домашних» строк с выражением самых искренних чувств. Эти строчки не собирались быть песней. И даже не претендовали стать печатаемым стихотворением. Но через некоторое время композитор Константин Листов, прочитав это лирическое стихотворение положил его на музыку. Когда он под гитару пел песню «В землянке», все затаив дыхание, слушали. Песня была близка каждому бойцу, она согревала их душу.
Ищите истории песен, пойте с детьми их и вы найдете отклик даже в детских душах.