Папки-передвижки

Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом

Елена Савельева
Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом

Любить свой край, знать его богатства, его историю- на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм.

М. Калинин

В последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического воспитания детей, стали появляться исследования по данному вопросу. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева, краеведение, как средство патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.

Публикация «Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом» размещена в разделах

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых (педагогов и родителей) и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

Основная программа, по которой работает наше дошкольное учреждение – отражает современную идею воспитания гражданина, реализованную через культурно-ориентированные принципы, которые способствуют расширению кругозора ребенка.

В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что недостаточно выявлены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом (краеведением).

В мае 2016 года в ДОУ были проведены анкетирования, беседы, КВНы, по краеведению. В результате были получены следующие результаты:

Дети:

-не проявляли желания узнать информацию о месте, в котором живут 71%;

-не могли выразить своего отношения, чувства к своему городу 70%;

-имели скромные представления о природе и достопримечательностях города 59%.

Родители:

73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Педагоги:

удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» 45%

В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по приобщению детей к культурно –историческому наследию родного края.

Цель:

Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.

Задачи:

• Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

• Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы духовно-нравственной и патриотической направленности средствами краеведения.

• Организация специальной развивающей предметно- пространственной среды.

• Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках проектной исследовательской деятельности.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Были реализованы проекты:

«Дом, в котором я живу»,

«Зимующие птицы, в родном городе»

«Истории о книгах, писателей Новосибирска»

«Знакомство с Красной книгой Новосибирской области»

«Мой родной город-Новосибирск»

«Имя и гражданство»

«Моя улица» и др.

Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки народно-прикладного искусства.

Представленный опыт по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже гарантированный результат успеха.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу; раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми с помощью краеведческих материалов.

Публикации по теме:

Работа с детьми по приобщению к историческому прошлому родного края Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Методическая разработка «Ознакомление детей с родным городом» (патриотическое воспитание дошкольников 3–4 лет) Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Введение 1.2 Цель и задачи 1.3 Основные принципы 2. Основные направления и содержание деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников посредством любви к природе родного края» Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников через любовь к природе родного края» «К тому, кто был глух к.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Приобщение младших школьников к историко-культурному и нравственно-этическому наследию родного края «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Пояснительная записка Задачу вырастить свою смену умной,.

Проект «Воспитание любви к малой Родине у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края» Визитная карточка портфолио учебного проекта Автор (ы) проекта Фамилия, имя, отчество Денисова Елена Валерьевна Город, район г. Рассказово.

Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2016-2017 учебный год воспитателя МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида Мамаевой Ирины Владимировны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 11:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД