Елена Савельева
Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом
Любить свой край, знать его богатства, его историю- на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм.
М. Калинин
В последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического воспитания детей, стали появляться исследования по данному вопросу. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева, краеведение, как средство патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.
Публикация «Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых (педагогов и родителей) и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.
Основная программа, по которой работает наше дошкольное учреждение – отражает современную идею воспитания гражданина, реализованную через культурно-ориентированные принципы, которые способствуют расширению кругозора ребенка.
В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что недостаточно выявлены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом (краеведением).
В мае 2016 года в ДОУ были проведены анкетирования, беседы, КВНы, по краеведению. В результате были получены следующие результаты:
Дети:
-не проявляли желания узнать информацию о месте, в котором живут 71%;
-не могли выразить своего отношения, чувства к своему городу 70%;
-имели скромные представления о природе и достопримечательностях города 59%.
Родители:
73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Педагоги:
удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» 45%
В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по приобщению детей к культурно –историческому наследию родного края.
Цель:
Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.
Задачи:
• Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
• Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы духовно-нравственной и патриотической направленности средствами краеведения.
• Организация специальной развивающей предметно- пространственной среды.
• Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках проектной исследовательской деятельности.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Были реализованы проекты:
«Дом, в котором я живу»,
«Зимующие птицы, в родном городе»
«Истории о книгах, писателей Новосибирска»
«Знакомство с Красной книгой Новосибирской области»
«Мой родной город-Новосибирск»
«Имя и гражданство»
«Моя улица» и др.
Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки народно-прикладного искусства.
Представленный опыт по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, а это уже гарантированный результат успеха.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу; раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми с помощью краеведческих материалов.