Исмаилова Наталья
Развитие памяти детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти детей дошкольного возраста — важный момент развития ребенка до школы. Многие проблемы с памятью связаны не с тем, что у малыша плохо работают процессы, связанные с памятью, а с тем, что дошкольник просто не умеет правильно запоминать. К примеру, у некоторых детей плохое воображение, и они не могут представить то, что необходимо запомнить. Другие не обладают умением строить смысловые цепочки, а поэтому не могут запомнить ряд определенных событий и т. д. Развивая память - восстанавливается у ребенка цепочка недостающих звеньев, обучая его эффективному запоминанию.
Публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Очень часто можно услышать от родителей, которые заставляют своих детей хорошо учиться в школе, чтобы правильно выполняли математические действия, писали без ошибок. Но вряд ли кому-то из родителей приходит в голову, что прежде, чем контролировать и учить ребенка, нужно позаботиться о развитии его памяти.
Хорошая память – это залог того, что ребенок будет все схватывать на лету, быстро запоминать, а поэтому будет экономиться много времени на решение других вопросов. Поэтому родителям необходимо особое внимание обратить на развитие процессов памяти
Нам знакомы следующие виды памяти – это логическая, оперативная, долговременная, кратковременная, непроизвольная, произвольная, опосредованная, непосредственная. Кроме того, память может классифицироваться, как: зрительная, двигательная, слуховая, память на цифры, лица, слова. В своей консультации я представляю лишь часть игр, направленных на формирование слуховой, тактильной и двигательной памяти.
Упражнения на развития памяти и запоминания
В упражнениях можно найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти. Обучать детей способам запоминания не сложно через систему упражнений:
Упражнение 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент.
Упражнение 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в голове человека связь между тем, что хотим запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций поможет запоминать больше информации за меньшее время.
Упражнение 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Оно развивает умение и помогает правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления.
Упражнение 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. Повторение помогает наилучшему запоминанию информации, а также полезно для развития способности к запоминанию информации. использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти :
Упражнение 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Упражнение 6. Тренировка памяти. Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов и эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.
Игры для развития слуховой памяти
«Что там?». Предложите ребенку послушать и запомнить то, что происходит «в телевизоре». Попросите его рассказать, что он услышал. По вашему сигналу внимание ребенка переключается с телевизора на вас и наоборот. Затем малыш должен рассказать, что и где происходило.
«Цепочка действий». Предложите малышу цепочку действий, которую необходимо выполнить последовательно. К примеру, можно дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести его в зал. Поставь цветы в вазу».
Игра «Запомни и повтори».
Назовите малышу несколько чисел и попросите повторить. При этом количество чисел должно увеличиваться. Сумма слов составляет от одного до десяти. Назовите числа в произвольном порядке, попросите их повторить «задом наперед», то есть в обратном порядке. Назовите слова в произвольном порядке, а затем попросите повторить их наоборот.
Игра «Словарная семерка».
Назовите 7 слов: кот, дом, трамвай, самолет, девочка, мама, пылесос. Попросите малыша запомнить и повторить эти семь слов. Если ему тяжело запомнить эту словарную композицию, которую вы ему назвали, дайте ребенку лист бумаги и цветные фломастеры. Предложите к каждому из названных вами слов сделать рисунок, который помог бы ему впоследствии вспомнить эти слова.
Игра «Волшебные слова».
Для игры необходимо подобрать около 20 слов, связанных между собой одним смыслом: должно выйти 10 пар слов, например, дверь-окно, ложка-еда, нос-лицо, собака-кошка, банан- яблоко и т. д. Эти слова нужно читать ребенку 3 раза, причем нужно выделять голосом пары слов. Через какое-то время, взрослый повторяет ребенку только первые слова из пар слов, а вторые малыш должен вспомнить и самостоятельно назвать. Это хорошая тренировка слуховой кратковременной памяти. Для того чтобы развить долговременную память, нужно попросить ребенка вспомнить вторые пары слов не сразу, а через полчаса.
Игры на развитие тактильной памяти детей
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Угадай, что это
Для выполнения этого упражнения на тактильную память понадобится несколько разных на ощупь предметов: мягкие, твердые, шершавые, гладкие, теплые, холодные. Разделите их пополам и первую часть выложите на стол, а вторую уберите вниз. Затем дайте ребенку потрогать их все и попросите назвать, что лежит на столе, а что под ним.
Чудесный мешочек.
Ход игры: Желательно, чтобы малыш во время того, как щупает предметы, еще и вслух произносил свойства и качества предмета. Малыши могут сами предварительно складывать предметы в мешок для того, чтобы лучше все запомнить. А детям постарше можно дать уже полный мешок.
Затем ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь достать знакомый предмет по словесной инструкции. Например, достань яблоко, медведя, кубик и т. д.
Игра «Прятки» (с тактильными дощечками).
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
Волшебный сундучок (отверстия для двух рук).
Развитие двигательной памяти
Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.
Игра «Делай, как я».
Ее первый этап: взрослый встает за спиной малыша и делает несколько несложных действий с его телом: поднимает ручки, затем разводит их в стороны, потом поднимает ножку и т. д. После чего просит ребенка повторить все эти движения. Второй этап игры – более сложный. Взрослый самостоятельно делает некоторые движения, а ребенок за ним повторяет их. После ребенок проделывает свои движения, и теперь уже взрослый повторяет за ребенком.
Игра «Вспомни и покажи» (для детей старшего дошкольного возраста)
Вспомни, как прыгает лягушка? Покажи.
Как ходит медведь? Покажи.
Как хвостиком машет собачка и радуется приходу хозяина? Покажи.
Как кошка лакает молоко?
Как бежит за мамой малыш?
Как ты граешь на баяне? на пианино?
Как переходим улицу на пешеходном переходе?
Как мама стряпает пирожки?
Как дедушка колет дрова?