Екатерина Дубогрызова
Развитие одаренности с применением интерактивных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие одаренности с применением интерактивных технологий
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Существует несколько видов одаренности.
Сущность понятия «интеллектуальная одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = интеллектуальная одаренность.
Публикация «Развитие одаренности с применением интерактивных технологий» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Прежде чем приступить к работе с одаренными детьми постаралась разобраться в сути понятия «детская одарённость», по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость : это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Важным направлением деятельности педагога является выявление и обучение талантливых детей, развитие их способностей и возможной одаренности. Меня, как учителя - логопеда, конкретно занимает развитие интеллектуальной одарённости воспитанников.
В общем виде интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных, которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности. Эта деятельность связанна с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д.
Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Эта деятельность осуществляется при помощи специального диагностического инструментария. Сначала это наблюдение за детьми в игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности (при помощи создания диагностических ситуаций, беседы с родителями, педагогами дошкольного учреждения. Далее анкетирование родителей и педагогов, которое дает возможность определить область способностей ребенка. Эти действия позволяют не только уточнить круг интересов, но и степень их выраженности.
Наиболее эффективным развитием одаренности дошкольников, считаю интерактивные технологии. Интерактивность (от англ. interact – взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие воспитанника в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Понятно, что структура интерактивного занятия будет отличаться от структуры обычного занятия, это также требует профессионализма и опыта педагога. Поэтому в структуру занятия включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению ребенка в активный процесс получения и переработки знаний:
• работа в малых группах;
• метод карусели;
• технология моделирования, или метод проектов;
• работа в малых группах аквариум;
• незаконченное предложение;
• мозговой штурм;
• дерево решений;
• синквейн;
• броуновское движение и другие.
Как и в любой другой технологии, в технологии интерактивного обучения есть свои трудности:
1. Ограничен объем изучаемого материала, но с другой стороны он рассмотрен более глубоко.
2. Существуют трудности установления и поддержания дисциплины, в этом и заключается мастерство педагога.
Но есть и положительные моменты:
1. Высокая степень мотивации;
2. Максимальная индивидуальность преподавания;
3. Широкие возможности для творчества.
Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить воспитанника к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю один из методов интерактивного обучения - работа в группах (работа в парах, работа в малых группах). Работу необходимо организовывать по следующему алгоритму:
• постановка проблемы;
• формирование микрогрупп (по 2-3 человека);
• распределение ролей в них;
• обсуждение проблемы в микрогруппах;
• представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
• рефлексия.
Вывод:
Использование на занятиях групповой формы интерактивного обучения убедило меня в следующем:
• углубляется понимание учебного материала, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность воспитанников;
• меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, появляются теплота, человечность;
• сплоченность группы резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
• растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
• воспитанники приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.
Усилия педагога, направленные на организацию групповой формы интерактивного обучения, вознаграждаются сторицей, когда появляются первые зримые результаты – высвобождение и развитие учебной и познавательной инициативы. Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность – цель любого педагога, стремящегося формировать у воспитанников умение самостоятельно учиться, без его (педагога) постоянной помощи. [/i]