Татьяна Новикова
Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников»
Мы живём в эпоху совершенно иной коммуникативной культуры, отличной от той, в которой мы сами, будучи детьми, воспитывались. И нынешние дети - это первое поколение, осваивающее аудиовизуальную коммуникацию.
Публикация «Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Педагоги нашего ДОУ реализовали проект по созданию и использованию уникальной творческой среды, которая погружает детей в мир киноискусства. Посредством интерактивных методов обучения : Киностудия "ПоделКино", Мультстудия «Мультяшкино», тематические квест- игры.
Проект представляет создание уникальной творческой среды в ДОУ с использованием интерактивных технологий, способствующей развитию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников, позволяющей раскрывать индивидуальные способности детей.
Данная среда создает условия для развития личности обучающихся, для их самоопределения и социализации в современном динамично развивающемся мире на основе познавательных интересов детей дошкольного возраста, социокультурных и духовно- нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения. Проект представляет собой интеграцию всех образовательных областей, и реализуется путем слияния традиционных методов обучения по основной общеобразовательной программе МКДОУ № 509 и уникальной творческой среды с использованием интерактивных методов обучения.
Теоретическим обоснованием выбора интерактивных технологий в обучении детей является следующее положение: интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном, а в активном режиме. При этом практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс обучения, что является обязательным условием эффективности обучения.
Целью проекта было: создание условий для самоопределения, развития личности дошкольников, их социализации и познавательного развития через использование современных интерактивных технологий.
На первом этапе было проведено социологическое исследование. В рамках данного этапа были разработаны анкеты для родителей дошкольников. Определены приоритетные направления в работе по созданию условий для формирования самоопределения и развития личности дошкольников :
1. Методическая и техническая грамотность педагогов
2. Взаимодействие с родителями
3. Вовлечение дошкольников в новую творческую среду
4. Создание развивающей предметно – пространственной среды
5. Взаимодействие с социальными партнерами.
Создан многофункциональный комплексный план работы, в котором предполагается взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей, социума.
Учитывая, что успех работы по развитию личности и социализации дошкольников зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, создана система мероприятий с педагогами ДОУ, которая включает в себя мастер-классы: «Создание презентаций в программе Microsoft Power Point», «Монтаж и озвучивание фильмов при помощи приложения Киностудия Windows», «Специфика съемки детей: «Интервью в детском саду». В ходе данных мероприятий педагоги детского сада получат новые знания в области ИКТ.
Игра помогает ребенку социализироваться. Овладевая в ходе игровой деятельности новыми способами действий, ребенок учится преодолевать трудности. Максимальная степень активности детей достигается во время проведения квест - игр. Педагоги нашего ДОУ разрабатывают и проводят тематические квесты в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ. В зависимости от темы и времени года интерактивные игры проводятся в помещениях и на территории детского сада.
Во время квест - игры дети находятся в режиме постоянной поисковой активности: решение задач, преодоление препятствий и трудностей для достижения главной цели. Такая деятельность мобилизует их, поддерживает интерес на протяжении всей игры. Дети без особых усилий включаются в образовательную деятельность.
Ещё одна действующая интерактивная среда в ДОУ- это "Мультстудия МультяшКино". Мультстудия создана своими руками из подручных средств. У детей есть возможность самостоятельно придумывать сценарии мультфильмов о семье, улице, городе, рисовать, лепить, снимать и озвучивать своих персонажей, как настоящие художники-мультипликаторы и актеры. В создании мультфильмов принимают участие дошкольники разных возрастных групп. Практически весь процесс по подготовке и созданию мультфильмов и видеороликов дошкольники осваивают самостоятельно, что способствует формированию познавательной активности, повышает детскую самостоятельность и развивает коммуникативные и социальные навыки детей.
Уникальная развивающая среда в ДОУ помогает дошкольникам погрузится в мир кинематографии. Мини-музей «История возникновения видео». Здесь ребята могут наглядно увидеть, как появилось и развивалось кино, как менялась и модернизировалась фото- и видеотехника, посмотреть и потрогать оборудование, а более старшие воспитанники самостоятельно проводят экскурсии для всех желающих. Все желающие могут посетить «Виртуальный музей» на сайте ДОУ. В создании музея непосредственное участие принимали родители, которые пополнили фонд музея экспонатами, имеющими отношение к киномиру: видео и фотокамеры, DVD плееры, видеомагнитофоны и другое.
В нашем учреждении начала свою работу детская Киностудия "ПоделКино", где над созданием фильмов задействованы ребята старшей и подготовительной групп. Киностудия организована в специальном помещении, где создана атмосфера волшебства создания кино. У дошкольников есть возможность научиться работать со специальным оборудованием: микрофон, наушники, ноутбук с программным обеспечением.
В киностудии разработано и запущено несколько рубрик: еженедельная рубрика "Зеленый патруль", ежемесячная тематическая программа "Это интересно!" и поздравительная рубрика "Шлём привет!"
"Зеленый патруль" реализует экологическое направление деятельности ДОУ. Ежедневно воспитанники старшего дошкольного возраста патрулируют по группам детского сада, следят за чистотой помещений и экономией электроэнергии и воды. Результаты оглашаются в еженедельных новостях ДОУ.
Важную роль в работе по данному направлению играют родители, которые являются примером для своих детей. Чтобы сделать их активными участниками педагогического процесса, мы разработали перспективный план работы с родителями, который включает в себя: мастер-класс по созданию мультфильмов, кружок "Клуб профессий". Участие родителей в различных видах деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за семью, что плодотворно влияет на развитие индивидуальности, личности ребенка.
В рамках работы киностудии прошел конкурс «Эмблема киностудии», в котором участвовали родители и ребята всех возрастных групп. Варианты для общего голосования были представлены на сайте ДОУ. Победитель получил ценный приз. Также родители привлечены к созданию атрибутов одежды работников киностудии (накидки оператора, режиссера и другие).
Данная деятельность помогает педагогам не только заинтересовать родителей нововведениями в ДОУ, но и вовлечь их в обновление содержания образования.
Таким образом, реализация задач по вовлечению дошкольников в новую творческую среду осуществляется путем слияния традиционных методик обучения и интерактивной предметно- пространственной развивающей среды, которая погружает детей в мир киноискусства и способствует активному развитию познавательных, коммуникативных навыков, мотивирует дошкольников к самостоятельности.
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 509 – Новикова Татьяна Петровна