Ирина Аристова
Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами – паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, такими модными ныне словечками как «блин!», «в натуре».
Публикация «Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за телевизором или компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, прибаутки) практически не используются даже в младшем возрасте.
У детей имеющих общее недоразвитие речи неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, мы решили использовать игры-драматизации.
На первоначальном этапе предлагали детям обыграть самые простые произведения : потешки, скороговорки, небольшие стихи, сказки и т. д. постепенно усложняя литературный материал. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определялась требованиями программы воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем приведенные ниже формы театрализованной деятельности.
Игры-хороводы – включающие в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы на выразительное исполнение текста. (можно на ритмике)
Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Обычно этюды сопровождаются музыкой.
Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.
Постепенно игры и упражнения усложнялись. Это уже:
Игры-диалоги – для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.
Игры-инсценировки – т. е. (по определению Фурминой, игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.
Кукольный театр настольный, на ширме, пальчиковый, на фланелеграфе и т. д.
Все перечисленные различные формы театрализованной деятельности стимулируют двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. В процессе игр, этюдов, упражнений педагоги заботятся о развитии интонации, мимики и произвольных движений детей.
Часто использовали очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Воспитатели брали на себя роль со сложным интонированием и играли в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? А собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала мы брали на себя роль зайца, потом – роль собаки, затем медведя и т. д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т. к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется.
В кругу детей усаживали перед собой ребенка, давали ему в руки персонаж, а себе брали другой. Вели диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.
Читали детям четверостишие с разными интонациями. Далее просили их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивительно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давалось детям задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Затем обращали внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.
Например:
Мальчик прочитал интересную книгу.
(а не девочка)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не мальчик) (не просто (не в парке, (а не с другой
унесла) не в лесу) игрушкой)
Чтение пословиц и поговорок с паузами в нужных словах:
Куда иголка – туда и нитка.
Сделал дело – гуляй смело.
Проводились игровые упражнения на развитие мимики :
Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко).» Дети показывают мимикой эмоциональное состояние.
Использовались картинки с различными мимическими выражениями при чтении текстов, эмоционально окрашенных.
Также, проводились упражнения на формирование высказываний:
Например: на картинках изображены листочки (снежинки, машинки и т. д.) с различным эмоциональным выражением. Дети рассказывают о чем думают или что чувствуют эти листочки.
Упражнение «Маски».
Ребенок спрашивает: «Я веселый? Я грустный? Я удивленный?» и затем рассказывает стихотворение с соответствующей интонацией. («Грибные имена»).
Разыгрывание маленьких диалогов:
«В гостях у королевы» Маршака;
Русские народные потешки (Девочки, девочки, где вы набелилися)
И, конечно, игры-драматизации, т. е. разыгрывание по ролям:
«Жадина» Мошковской;
«Цыпленок» Чуковского;
Русских народных сказок.
И в заключение мы хотим сказать об особой роли поэтического слова. Его роли в приобщении детей к музыке родной речи. Поэзия вызывает у детей палитру чувств : от грусти и тоски до бурного веселья. А эмоции делают речь более содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной. Поэтому следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.
Ребенок легко запоминает стихотворение, если оно ему нравится, и если воспитатель с удовольствием декламирует их. Ни в коем случае чтение стихов нельзя делать скучным и угнетающе обязательным процессом.
Сценические диалоги, особенно стихотворные – хронологически, логически и эмоционально выверенные. Заученные во время подготовки к спектаклю, игре эти литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый материал в свободном общении. («Большие уши»).