Лучший педагог года

Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям

Ирина Аристова
Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям

Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами – паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, такими модными ныне словечками как «блин!», «в натуре».

Публикация «Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям» размещена в разделах

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за телевизором или компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, прибаутки) практически не используются даже в младшем возрасте.

У детей имеющих общее недоразвитие речи неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, мы решили использовать игры-драматизации.

На первоначальном этапе предлагали детям обыграть самые простые произведения : потешки, скороговорки, небольшие стихи, сказки и т. д. постепенно усложняя литературный материал. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определялась требованиями программы воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем приведенные ниже формы театрализованной деятельности.

Игры-хороводы – включающие в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы на выразительное исполнение текста. (можно на ритмике)

Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Обычно этюды сопровождаются музыкой.

Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.

Постепенно игры и упражнения усложнялись. Это уже:

Игры-диалоги – для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.

Игры-инсценировки – т. е. (по определению Фурминой, игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Кукольный театр настольный, на ширме, пальчиковый, на фланелеграфе и т. д.

Все перечисленные различные формы театрализованной деятельности стимулируют двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. В процессе игр, этюдов, упражнений педагоги заботятся о развитии интонации, мимики и произвольных движений детей.

Часто использовали очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Воспитатели брали на себя роль со сложным интонированием и играли в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? А собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала мы брали на себя роль зайца, потом – роль собаки, затем медведя и т. д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т. к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется.

В кругу детей усаживали перед собой ребенка, давали ему в руки персонаж, а себе брали другой. Вели диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.

Читали детям четверостишие с разными интонациями. Далее просили их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивительно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давалось детям задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Затем обращали внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

Например:

Мальчик прочитал интересную книгу.

(а не девочка)

Девочка играет в саду с куклой.

(а не мальчик) (не просто (не в парке, (а не с другой

унесла) не в лесу) игрушкой)

Чтение пословиц и поговорок с паузами в нужных словах:

Куда иголка – туда и нитка.

Сделал дело – гуляй смело.

Проводились игровые упражнения на развитие мимики :

Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко).» Дети показывают мимикой эмоциональное состояние.

Использовались картинки с различными мимическими выражениями при чтении текстов, эмоционально окрашенных.

Также, проводились упражнения на формирование высказываний:

Например: на картинках изображены листочки (снежинки, машинки и т. д.) с различным эмоциональным выражением. Дети рассказывают о чем думают или что чувствуют эти листочки.

Упражнение «Маски».

Ребенок спрашивает: «Я веселый? Я грустный? Я удивленный?» и затем рассказывает стихотворение с соответствующей интонацией. («Грибные имена»).

Разыгрывание маленьких диалогов:

«В гостях у королевы» Маршака;

Русские народные потешки (Девочки, девочки, где вы набелилися)

И, конечно, игры-драматизации, т. е. разыгрывание по ролям:

«Жадина» Мошковской;

«Цыпленок» Чуковского;

Русских народных сказок.

И в заключение мы хотим сказать об особой роли поэтического слова. Его роли в приобщении детей к музыке родной речи. Поэзия вызывает у детей палитру чувств : от грусти и тоски до бурного веселья. А эмоции делают речь более содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной. Поэтому следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.

Ребенок легко запоминает стихотворение, если оно ему нравится, и если воспитатель с удовольствием декламирует их. Ни в коем случае чтение стихов нельзя делать скучным и угнетающе обязательным процессом.

Сценические диалоги, особенно стихотворные – хронологически, логически и эмоционально выверенные. Заученные во время подготовки к спектаклю, игре эти литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый материал в свободном общении. («Большие уши»).

Публикации по теме:

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста «Накроем стол к чаю» ЦЕЛЬ:1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Перспективное планирование «Развитие образной речи у дошкольников с использованием произведений фольклорного жанра» Задачи (октябрь): Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям запомнить стихотворения и упражнять в выразительном.

Практикум «Проведение игр-драматизаций» При формировании эмоциональной сферы дошкольников воспитателю полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них, как известно,.

Презентация «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики». На тему: «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики». Воспитатель: Будкова Ольга Викторовна «Развитие речи.

Развитие детей с ЗПР при помощи игр-драматизацийРазвитие детей с ЗПР при помощи игр-драматизаций Театрализованная деятельность - является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способен.

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Инженерно- техническая школа имени дважды Героя.

Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Роль игр - драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста Консультация для родителей: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста». Цель: научить родителей проводить с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям
Опубликовано: 14 января 2019 в 14:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД