Елена Асеева
Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством реализации проекта семейного клуба «Казачок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вам проект по развитию нравственно-патриотических качеств дошкольников реализуемый посредством сотрудничества детского сада с Архангельским городским казачьим обществом.
Проект возник не случайно. Нравственно - патриотическое воспитание детей - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в дошкольный период. Воспитание на традициях русской культуры позволяет привить детям любовь к Родине. Жизнь современного казачества удивительна, интересна. Казачество имеет самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявляется в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.
Публикация «Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством реализации проекта семейного клуба „Казачок“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Семейный клуб.
- Темочки
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Дети очень часто видят казаков на улицах города в праздничных мероприятиях и в охране правопорядка. В связи с этим стали появляться вопросы – Кто такие казаки? – Чем они занимаются? – Как живут?
Казаки АГКО вносят весомый вклад в охрану общественного порядка совместно с Управлением Министерства внутренних дел по городу Архангельску. За эти годы Архангельское городское казачье общество обрело реальную силу. Неоценим вклад в развитие общественной жизни города и защиту правопорядка. Казаки активно участвуете в духовно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, пробуждают гражданскую ответственность в обществе, служат родному городу.
Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная цель проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту казаков на Севере. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине и к родному краю.
В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей страны. Результаты опроса родителей выявили незнание о развитии казачества на Севере : из 28 опрошенных родителей два человека (7%) что-то слышали и видели на праздничных мероприятиях города казаков, но чем занимаются, как живут не знают. Двадцать шесть человек (93%) ничего не знают о казаках. Дети группы так же ничего не знали о казаках. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении казаков, а также заложить основу для развития чувства патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями казачества на Севере.
Семейный клуб «Казачок» создан для расширения знаний детей и родителей об истории казачества, знакомством с традициями казачества и воспитание патриотических чувств. Архангельское городское казачье общество (АГКО) взяло шефство над группой воспитанников детского сада №171 и их родителей. Занятия семейного клуба рассчитаны на детей 4 -7 лет в организованных формах обучения. Дети занимаются по желанию и письменному согласию родителей.
Функция проекта определена как образовательная, стимулирующая и информационная. По периоду реализации – проект долгосрочный (3 года). По количеству разработчиков – групповой. Разработан календарный план мероприятий по реализации проекта, который включает в себя сроки реализации, действие, планируемый результат и ответственных за мероприятие. Так же определены ресурсы – это кадры, оборудование и финансирование.
Планируемые результаты подразумевают: а) дети знают особенности жизни и быта казачества; б) сформировано представление об обычаях, праздниках, обрядах, традициях казачества, о народном календаре; в) дети знают особенности казачьего костюма, устный фольклор (пословицы и поговорки, сказки); г) совместные мероприятия способствующие сплочению и развитие патриотизма; д) помощь казаков АГКО в жизни группы и материально-техническое обеспечение работы клуба.
С детьми проводились тематические занятия «Кто такие казаки», «История казачества», «Традиции казаков». Занятия были построены на презентации о казаках, где в наглядной, доступной форме детям рассказано : кто такие казаки, чем они занимаются, какая у них форма и немного о традициях казачества. Создан альбом «Казачья одежда», «Быт казаков». В рамках проекта расширяется словарный запас детей и родителей на основе изучения новых поговорок, сказок, потешек, считалок, закличек, песен. Создана картотека и фонотека с казачьим репертуаром. Интерес вызывают и казачьи народные игры.
Казаки оказывают помощь в приведении экскурсий и походов. Например, поход в библиотеку им. Е. С. Коковина на тематическое занятие ко дню матери, казаки АГКО подъесаул Масленников Д. А. и хорунжий Козлов С. А. сопровождали детей до библиотеки и обратно, присутствовали на занятии и совместно с детьми выполняли задания. Педагогам, детям и казакам поход очень понравился. Дети получили новые незабываемые впечатления и желание к дальнейшим встречам и мероприятиям.
Тематическое занятие «Конь – верный друг казака» подготовило детей к экскурсии в конный клуб «Терра», с практическим занятием.
В выходной день всей семьёй с воспитателями, казаками АГКО и тренерами конного клуба дети кормили лошадей на конюшне, ухаживали за ними и просто любовались красотой грациозных животных. Затем детей покатали на лошадях, и была проведена фотосессия.
В 20 феврале проведено совместно с детьми, папами и казаками развлечение ко дню Защитника Отечества.
В мае 2019 года состоялся совместный поход к памятнику защитников Родины в ВОВ и возложение цветов у мемориала павшим в ВОВ. Дети читали стихи о войне и ветеранах.
18 января 2020 года в рамках проекта организованна экскурсия выходного дня в Краеведческий музей на экспозицию «Природа Северного края», с целью познакомить детей с природой родного края и способствовать организации совместным мероприятиям вне детского сада детей и родителей группы.
16 февраля, в преддверии празднования Дня защитника Отечества и 75-ти летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, в ГАУ центр «Патриот», прошла встреча дошколят старшей группы с казаками Архангельского городского казачьего общества и в рамках работы Семейного клуба «Казачок» по нравственно – патриотическому воспитанию. Начало встречи состоялось в блиндаже центра, где все его убранство, точно соответствовало убранству, блиндажа военного времени. Детям рассказали, зачем в блиндаже стоит «тесная печурка», зачем на стене висит фонарь «летучая мышь» и рассказали, как им пользоваться, а также продемонстрировали работу на фронтовом телефонном аппарате ТАИ- 43. После показа блиндажа и рассказа о его неоценимой роли во фронтовой жизни защитников Отечества. Дошколятам продемонстрировали образцы оружия военного времени и дали им возможность сфотографироваться с оружием на память. Показ сопровождался кратким рассказом и ответами на возникающие вопросы.
На 25 февраля запланировано спортивно-музыкальное развлечение посвященное дню Защитника Отечества с участием детей, родителей и казаков АГКО.
В дальнейшем продолжение проекта запланирован конкурс чтецов «Дети о войне», участие в городском конкурсе рисунков посвященный Дню Победы, участие в областном музыкальном конкурсе «Песни Победы», изготовление открыток для ветеранов, поход к памятнику защитников Родины в ВОВ и возложение цветов у мемориала павшим в ВОВ, праздник «Казачьи посиделки», промежуточное подведение итогов проекта за второй год. Продолжению проекта быть!
Источники информации
1. А. Н. Овсянников, Т. В. Ямпольская «История Российского казачества».- М. :Эксмо, 2014.-576с.
2. А. Г. Сизенко «Казаки и казачьи войска».- Ростов н/ Д: Владис, 2011.-448с.
3. Л. Н. Сафонова «Казаки Усть-белаколитвенского Юрта», альбом- Ростов н/ Д: Аверс, 2007.-112с.
4. https://казачья-станица. рф/history/proverbs/- народный фольклор
5. https://www.skazk.ru/catalog/kazachi-skazki/ - казачьи сказки
6. https://www.maam.ru/detskijsad/kazachi-skazki.html - тематическое занятие по казачьим сказкам.
7. https://qmusic.me/mp3/детские+казачьи+песни – детские казачьи песни.