Мария Эргарт
Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родительской общественностью через работу семейного клуба «Родительский университет»
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень ценна. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный комфорт, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. Именно с этой целью в нашем детском саду был создан семейный клуб «Родительский университет».
Публикация «Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба „Родительский университет“» размещена в разделах
Изначально семейный клуб «Родительский университет» планировался как клуб для родителей детей раннего возраста. Но рамки клуба расширились, работой клуба заинтересовались и родители детей старшего возраста и теперь двери клуба открыты для всех желающих. Состав участников на разных встречах меняется в зависимости от тематики и замысла проведения встречи. Активными участниками клуба являются воспитанники групп раннего возраста, среднего и старшего дошкольного возраста и родители воспитанников. В работе клуба принимают участие педагоги ДОУ, узкие специалисты ДОУ: учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физ. воспитания, медицинская сестра, а также специалисты сторонних организаций (принцип сетевого взаимодействия) : врач – стоматолог, заведующая детской городской библиотеки, волонтёры молодёжного центра «Диалог», педагоги начальных классов МАОУ СОШ №4.
Цель работы клуба : Обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Решение проблем адаптации.
Задачи:
преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
возрождение семейных ценностей и традиций;
содействие охране репродуктивного здоровья;
повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и старшего дошкольного возраста;
пропагандировать положительный опыт работы семейного воспитания;
осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
сплотить родительский коллектив;
установить доверительные отношения между семьёй и ДОУ.
Заседания клуба проходят один раз в квартал (по необходимости количество заседаний может быть увеличено) в вечернее удобное для родителей время и реализуются в течение года.
При организации работы клуба определё н ряд условий:
при формировании групп учитываю интересы участников, теоретический материал и практические задания подбираю с учётом специфики слушателей, что повышает учебную мотивацию каждого участника;
заседания проводятся в группах до 10 семей детей раннего возраста (старшего дошкольного возраста);
заседания проводится в разных формах по секционному принципу;
создан банк необходимого демонстрационного и раздаточного материала, игрового оборудования.
В начале учебного года я провожу с родителями анкетирование, с целью выяснения уровня педагогической компетентности, готовности к сотрудничеству, выявления реальных родительских запросов. Анкетирование позволяет наиболее эффективно спланировать работу клуба.
Программа клуба состоит из четырёх встреч, цель которых – дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего и старшего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1 – 1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего или в зависимости от цели. Во время работы клуба я использовала следующие формы работы : консультации, тренинги, практикумы, игровые ситуации, просмотр видеофильмов и фотоматериалов, мастер-классы, работа творческих групп, деловые игры, презентации и обсуждение из опыта семейного воспитания, «круглый стол».
Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:
1. Приветствие
На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них используются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует её сплочению, создаёт рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.
2. Основная часть
Основная форма проведения встреч – практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения, во время которых отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причём практической части всегда предшествует ознакомление с теоретическим материалом.
3. Эмоциональная регуляция.
На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Поведение итогов (процедура обратной связи («рефлексия»)
На данном этапе предлагаю родителям (в игровой форме) высказать своё мнение о прошедшей встрече и внести свои предложения по тематике следующего заседания.
В конце каждой встречи отвожу время для того, чтобы родители могли оставить свой отзыв в «Книге отзывов и предложений», а также для пополнения «Семейной копилки» вручаю родителям буклеты, представляющие собой рекомендации, шпаргалки по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации. Ежемесячно оформляю папки-передвижки, которые представляют собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираю по запросу родителей : «Я иду в детский сад», «Первый раз в детский сад», «Я живу по расписанию», «Что необходимо знать о развитии своего ребёнка», «Мелкая моторика в развитии речи» и др.
Работа клуба строится на методах интерактивного обучения, где родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, делиться опытом собственной педагогической деятельности. Работа с родителями, направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
- участие в работе клуба на добровольной основе
- общение строится на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах эмпатии, толерантности
- проявление деликатности, такта, учёта мнений каждого.
Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах воспитания детей.
В рамках работы клуба взаимодействие с родителями строится с помощью следующих форм:
«Наш малыш» (информационная газета)
«Наши гости» (встречи со специалистами ДОУ)
«Разговор по душам»(индивидуальные консультации)
«Ваше мнение, родители» (анкетирование, тестирование)
Постановка благотворительных спектаклей
В конце учебного года, была проведена психолого-педагогическая диагностика. Результаты показали следующие изменения:
- процесс привыкания детей к детскому саду прошёл успешно;
- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;
- родители стали активно включаться в процесс социального воспитания;
- установились партнерские отношения между детьми, родителями и воспитателями.
Нетрадиционные формы организации встреч семейного клуба повысили интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Общение в непринуждённой, эмоционально насыщенной обстановке способствовало сближению педагогов, родителей и детей. Мамы и папы, увидев собственного ребёнка в другой обстановке, во время его общения со сверстниками и педагогами, открывают в нём новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, делает их настоящими партнёрами. Встречи в неформальной обстановке дают возможность родителям увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, осознать и увидеть на практике с какими трудностями сталкивается ребёнок, в какой помощи он нуждается, что способствует пересмотру подходов к воспитанию.
По результатам анкетирования 96% родителей удовлетворены работой клуба, они нуждаются в оказании профессиональной консультативной помощи и доверяют педагогу, выражая благодарность и желание продолжать совместную деятельность.
Планируемые или полученные результаты
Повышение уровня заинтерессованности родителей в работе с детьми
Активизация родителей и детей при их совместной работе
Формирование более доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами
Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего и старшего дошкольного возраста
Включённость родителей в воспитательно-образовательный процесс
Расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития ребёнка
Осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также оказание родителям помощи в выборе позиции, в воспитании своего ребёнка, которая способна оказать влияние на формирование личности ребёнка.
Лучшим подтверждением деятельности клуба является участие семей в различных районных и областных конкурсах. Так, в 2015 году семья Хаустовых заняла 2 призовое место в областном конкурсе молодых семей; в 2016 году команда клуба «Родительский университет» заняла первое место в районном конкурсе клубов молодых семей; в 2017 году семья Семёновых заняла 2 призовое место в районном конкурсе молодых семей; в 2018 году команда клуба «Родительский университет», под названием «Ну, погоди» заняла 1 место в I Семейном добровольческом квесте «Молодость. Семья. Добро»; в ноябре 2018 года семейный клуб «Родительский университет» занял 1 место в областном конкурсе клубов молодых семей, проходившего в г. Малая Вишера.