Елена Широкова
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактики нарушений чтения и письма
у детей дошкольного возраста.
Слайд 2.
Землю населяет множество живых существ.
Из них только человек обладает даром речи.
Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.
Речь бывает устной и письменной.
Устная речь-это речь, которую мы слышим и говорим.
Письменная речь-это речь, которую мы читаем или пишем.
Слайд 3.
Письменная речь связана с процессом устной речи и осуществляется, только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Овладение письменной речью -это многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы:
Публикация «Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
речедвигательный (обеспечивающий восприятие и анализ информации от речевого аппарата, т. е. восприятие и анализ артикулем, и организующий подготовку и выполнение речевых движений,
речеслуховой (обеспечивает восприятие фонем как акустических раздражителей и восприятия смыслового содержания высказывания устной речи,
зрительный (обеспечивающий восприятие и анализ зрительных раздражений, а именно контролирует отбор и узнавание графем,
общедвигательный (с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.
Слайд 4.
К нарушениям письменной речи относятся нарушения письма и чтения, которые обозначаются терминами дисграфия и дислексия.
Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связано с незнанием грамматических правил, а обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Слайд 5.
Когда проявляется дисграфия и дислексия?
В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребёнок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги.
Неправильное детское произношение слов должно не умилять, а настораживать родителей, ведь к 8 – 10 годам формируются основные навыки письменной речи. Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишённая логики речь, безграмотное письмо — все это признаки дисграфии и дислексии.
Поэтому в дошкольном возрасте должна осуществляться профилактика нарушений чтения и письма.
Слайд 6.
Причины нарушений письменной речи
1. Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД, родовые травмы
2. Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
3. Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
4. Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
Слайд 7.
Несформированность психических функций
• Зрительный анализ и синтез.
• Пространственныe представления
• Слухо-произносительная дифференциация звуков речи
• Трудности с обобщением предметов по существенному признаку
• Фонематический, слоговой анализ и синтез
• Лексико-грамматический строй речи
• Снижение уровня слуховой кратковременной памяти
• Представление о предметах окружающей среды
Слайд 8.
Нарушения пространственных представлений
У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
Слайд 9.
Существует несколько видов нарушения письма - дисграфии,
каждому виду соответствуют свои специфические ошибки.
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река, суба (шуба).
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня, клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложения.
Слайд 10.
Специфические ошибки при нарушении чтения
• медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение,
• нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении
• трудности усвоения и смешения сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве
• изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени, а также времени и вида.
• Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.
Слайд 11.
Профилактика нарушений чтения и письма
должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, и других категорий детей.
Должна осуществляется работа
по развитию
• зрительно-пространственных функций,
• памяти,
• внимания,
• аналитико-синтетической деятельности,
по формированию
• языкового анализа и синтеза,
• лексики,
• грамматического строя,
• по устранению нарушений устной речи
Слайд 12
Профилактика нарушений чтения и письма должна осуществляться в тесной взаимосвязи воспитатель, логопед, психолог, муз. руководитель, инструктор по физкультуре и конечно родители.