Папки-передвижки

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Надежда Киселёва
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком до поступления в школу»

(Л. С. Выготский)

Слайд 1

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 30% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. В то же время необходимо подчеркнуть, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

Публикация «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Слайд 2

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

\

Слайд 4

Проф илактика нарушений чтения и письма заключается в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.

Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др.)

Развитие слухового внимания у…

Исправление фонетико-фонематических нарушений

Формирование функционального базиса чтения и письма :

развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;

формирование изобразительно - графических способностей;

развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);

развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Слайд 5

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки.

Слайд 6

Хочется отметить также, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор у детей с нарушениями письма и чтения отмечают трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки.

Слайд 7

Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как:

• развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

• совершенствование тонкой и общей моторики;

• закрепление в связной речи поставленных логопедом звуков;

• формирование навыка звукослогового анализа и синтеза;

• подготовка руки к письму, формирование графических навыков;

• совершенствование пространственно-временных представлений;

• развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 8

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника. Для реализации поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

Игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвертый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?». Проводятся игры «Угадай звук в слове», «Определи место звука в слове».

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?».

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. задания вводятся в разные части занятия - там,–где это вызовет наибольший интерес у детей.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети могут отгадывать ребусы и кроссворды.

Применение в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность

В системе коррекционного дошкольного образования

• Уделяется внимание формированию речевых операций, связанных с развитием фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматических конструкций языка

• Разработано достаточное количество методик по развитию пространнственно – временных представлений

• Используются приемы работы направленные на развитие мелкой моторики ребенка

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста Профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Слайд 2. Землю населяет множество живых существ. Из них только человек.

Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе.

Рекомендации логопеда по устранению нарушений письма Рекомендации логопеда по устранению нарушений письма Задания, способствующие устраннию нарушений процесса письма Процесс письма связан.

Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет) Пояснительная записка В настоящее время проблема создания условий для получения дошкольного образования детьми младшего дошкольного возраста.

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Консультация «Ранняя предрасположенность к нарушению чтения и письма» С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии). Почему же возникают подобные.

Сборник дидактических игр на развитие речи, чтения и грамотности для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Данный сборник состоит из различных дидактических игр, подобранных автором и предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Все.

Презентация «Семинар для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару для педагогов. План семинара: 1. Недостатки звукопроизношения. 2. Причины. 3. Комплексная.

Консультация «Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников» Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников. (Профилактика оптической дисграфии). Отказ от проведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2019 в 14:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Киселёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД