Надежда Киселёва
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком до поступления в школу»
(Л. С. Выготский)
Слайд 1
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 30% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. В то же время необходимо подчеркнуть, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
Публикация «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Слайд 2
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
\
Слайд 4
Проф илактика нарушений чтения и письма заключается в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.
Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др.)
Развитие слухового внимания у…
Исправление фонетико-фонематических нарушений
Формирование функционального базиса чтения и письма :
развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой
развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;
формирование изобразительно - графических способностей;
развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);
развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Слайд 5
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки.
Слайд 6
Хочется отметить также, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор у детей с нарушениями письма и чтения отмечают трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки.
Слайд 7
Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как:
• развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
• совершенствование тонкой и общей моторики;
• закрепление в связной речи поставленных логопедом звуков;
• формирование навыка звукослогового анализа и синтеза;
• подготовка руки к письму, формирование графических навыков;
• совершенствование пространственно-временных представлений;
• развитие памяти, внимания, мышления.
Слайд 8
Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника. Для реализации поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.
Игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвертый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?». Проводятся игры «Угадай звук в слове», «Определи место звука в слове».
Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.
Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?».
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. задания вводятся в разные части занятия - там,–где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети могут отгадывать ребусы и кроссворды.
Применение в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность
В системе коррекционного дошкольного образования
• Уделяется внимание формированию речевых операций, связанных с развитием фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматических конструкций языка
• Разработано достаточное количество методик по развитию пространнственно – временных представлений
• Используются приемы работы направленные на развитие мелкой моторики ребенка