Екатерина Детковская
Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: старшая и подготовительная группа - 5-7 лет
Дидактический материал "Матрешки" - это уникальное средство обеспечения занимательности детей во время организованно-образовательной деятельности и в самостоятельной (игровой) деятельности. Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решений самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает активность, познавательный интерес, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр:
Публикация «Дидактический материал „Матрешки“ как уникальное средство обеспечения занимательности детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Знание геометрических фигур, умение находить расположение фигур на рисунке
Игра «Найди пару»
Цель:
Учить детей находить расположение фигур на рисунке, закреплять знания геометрических фигур, активизировать словарь.
Материалы: 10 штук карточек по 2 пары (матрешка, на которой изображены геометрические фигуры и карточка с точно такими же фигурами, но расположенными иначе).
Ход игры:
Детям нужно отобрать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.
1 вариант
Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (матрешку, описать узор (из каких геометрических фигур и какого цвета эти фигуры). Затем найти парную карточку.
2 вариант
Воспитатель - ведущий. Воспитатель раздает детям карточки – матрешки. Берет карточку и рассказывает какие фигуры и какого цвета на ней расположены. Ребенок, у которого такая же карточка (расположение фигур на ней) получает от ведущего парную карточку. Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.
Умение оперировать двумя арифметическими действиями: сложением и вычитанием
Игра на сложение и вычитание «Найди матрешке подружку»
Цель:
Упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание.
Материалы: 10 карточек – матрешек с цифрами от 1 до 10 и карточек –матрешек с примерами на вычитание и сложение.
Ход игры:
Ребенку необходимо к каждой карточке – матрешке с примером найти карточку – матрешку (подружку) с правильным ответом.
Умение сравнивать числа между собой (знаки: «больше», «меньше», «равно»)
Игра «Больше, меньше, равно»
Цель:
Дать представление о знаках «больше», «меньше», «равно», научить детей пользоваться ими.
Материалы: картонные знаки «<», «>», «=», карточки (матрешка, на которой изображены два числа).
Ход игры:
Детям выдают по две карточки с числами и набор знаков <, >, =. Дается задание поставить нужный знак между карточками. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.
Воспитатель:
Дети, давайте поиграем с нашими матрешками. Узнаете их? (ответы детей)
Воспитатель:
Мы с ними уже играли, но в другие игры. Сегодня поиграем в игру «Больше, меньше и равно».
Умение выделять свойства геометрических фигур, удерживая их в памяти
Игра «Найди, назови и опиши геометрическую фигуру»
Цель:
Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета, называть ее и описывать.
Материалы: 10 карточек, на которых изображены геометрические фигуры. Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.
Ход игры:
Детям нужно отобрать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.
1 вариант
Воспитатель держит в руках карточку, на которой изображены геометрические фигуры. И просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, оранжевый квадрат, большой овал, маленький овал и т. д. Детям следует назвать и описать все те геометрические фигуры, на которые показывает воспитатель.
Игра заканчивается, когда воспитатель использовал все карточки. Выигрывает тот, кто больше всех назовет геометрических фигур и правильно опишет их (например, оранжевый квадрат, у него 4 угла, 4 стороны и т. п.).
2 вариант
Воспитатель описывает геометрическую фигуру и просит назвать ее, показать, где она находится, например: большого размера, желтая геометрическая фигура, имеет 3 стороны и 3 угла и т. д. Детям следует назвать и показать все те геометрические фигуры, которые описывает воспитатель.
Игра заканчивается, когда воспитатель использовал все карточки. Выигрывает тот, кто больше всех назовет геометрических фигур и покажет их.
Умение выделять форму и свойства предметов
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель:
Закрепить умение быстро находить предметы, имеющие такую же геометрическую фигуру определённого цвета, называть ее и описывать.
Материалы: 10 карточек, на которых изображены геометрические фигуры.
Ход игры:
У воспитателя имеются изображенные на карточке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д. Воспитатель показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы в группе.
Знание количественного и порядкового счета
Игра «Количественный и порядковый счет»
Цель:
Закрепить знание порядкового и количественного счета в пределах десяти, закрепить умение понимать и различать отличие количественного от порядкового счета.
Материалы: 10 карточек – матрешек с цифрами от 1 до 10.
Ход игры:
Перед ребенком выкладывают 10 карточек с цифрами от 1 до 10. Дается задание выложить карточки-матрешки в порядке возрастания; в порядке убывания и назвать по порядку. После этого задания дается другое: назвать соседей числа 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9. Например, какое число стоит перед числом 2, а какое после числа 2? Воспитатель проводит игру индивидуально с каждым ребенком.
Умение находить отличия
Игра «Угадай, какую карточку спрятали?»
Цель:
Закрепить умение быстро находить предметы, имеющие такую же геометрическую фигуру определённого цвета, называть ее и описывать.
Материалы: 10 карточек, на которых изображены геометрические фигуры.
Ход игры:
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, какая карточка спрятана, какие геометрические фигуры были изображены на этой карточке.
]
Из личного опыта практики мной был разработан комплекс дидактического материала для игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Сущность дидактического материала игр из фигур-силуэтов «Матрешки» способствует становлению и развитию таких качеств личности как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность; учит анализировать, обдумывать пути, способы решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат; развивает мышление, внимание, помогает закреплять знания о фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, призма, цилиндр; учит последовательно анализировать и описывать узор: из каких геометрических фигур и какого цвета эти фигуры; упражняет в решении примеров на сложение и вычитание, способствует формированию представлений о знаках «больше», «меньше», «равно», учит детей пользоваться ими.
Интересные игры с занимательным дидактическим материалом "Матрешки" дают большой заряд положительных эмоций, помогают закрепить и расширить знания по математике в интересной и привлекательной для детей форме.