Елена Ермилова
Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми
▼ Скачать
Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми
Развитие доброжелательных отношений между детьми является актуальным в силу необходимости людей с активной жизненной позицией в современном обществе, требований ФГОС, который явно предписывает взрослым поддерживать доброжелательное отношение детей друг ко другу. Взаимоотношения с другими людьми важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует личный опыт общения со взрослыми и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет на отношения, складывающиеся в группе. Есть и такое явление, как непосредственная симпатия или антипатия, вызываемая внешностью, одеждой, манерой поведения, запахом и т. д. Существует также ряд факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Это доброжелательное отношение воспитателя к детям и его оценка детских действий; групповые нормы поведения; совместная деятельность детей. Действие этих факторов целиком зависит от воспитателя и может им регулироваться.
Основными методами создания условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми дошкольного возраста могут быть:
просветительская работа с родителями;
использование системы игр;
знакомство с художественной литературой (сказки, заучивание стихов, сочинение историй, потешки, прибаутки);
использование этюдов и упражнений;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
обучение детей приемам релаксации, психогимнастики;
организация театрализованной деятельности;
организация выставок детского творчества;
проведение бесед на нравственные темы;
формирование традиций.
Охарактеризуем некоторые из этих условий подробнее. Важно донести родителям, что наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявления чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
В работе с родителями можно использовать родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, тематические вечера, совместные развлечения, досуги (спортивные праздники, театрализованные представления и т. п., а также анкетирование. Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа (консультирование, развивающие беседы с семьей ребенка).
Традиции можно формировать непосредственно в ДОУ, проводят различные традиционные мероприятия, например: «Утро радостных встреч», «Неделя театра», «Посади дерево», «Поможем птицам» (кормушка для птиц, «Игрушки для детей из Детского Дома», «Отмечаем день рождения».
Важно проводить специальные занятия, на которых создаются проблемные ситуации, при решении которых происходят, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках, глубокое проживание той или иной темы. Их можно назвать уроками доброты или уроками общения.
При чтении сказок необходимо учить понимать гереов. Чтобы извлечь максимальную пользу из прочитанного, надо поставить ребенка в более активную позицию, побуждая его обсуждать героя. То же самое следует сказать о мультфильмах, роль которых в воспитании вообще огромна. Следует подбирать мультфильмы, которые пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.
Для развития доброжелательных отношений можно использовать психогимнастику - курс специальных занятий - этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка Подробно комплексы занятий для детей описаны в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».
Одним из важных способов формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста являются совместные игры, особенно театрализованные. Хочется отметить, что подавляющее большинство современных игр и игрушек носит индивидуальный или соревновательный характер. Так подпитывается эгоцентризм ребенка, когда победа одного участника приводит к неудачам других. А в театральных играх рождается сообщество и содружество, воспитывается способность к со-страданию и со-радованию. Совместная игровая деятельность, смена ролей предполагает сочувствие и сопереживание. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, а кроме того, она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.
Зная природные особенности ребенка, можно через театральные действия помочь ему избавиться от страхов, тревожности или излишней импульсивности. Сам процесс театрализованной деятельности приучает детей прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей формируется способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. В совместной деятельности рождается умение сотрудничать, поступаться своими желаниями, смирять свои капризы, умение договариваться, сопереживать.
Для формирования доброжелательных отношений между детьми воспитатель должен сам прежде всего демонстрировать свое к ним положительное отношение, а также пытаться смягчать конфликты детей в повседневной деятельности. Совокупность представленных выше методов при их адекватном применении позволяет создавать эффективные условия, при которых доброжелательность формируется уже в дошкольном возрасте, что существенно облегчает воспитательные задачи школе.