Дроздова Светлана
«Сказки С. Г. Писахова». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к творчеству С. Г Писахова.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания детей о сказках С. Г. Писахова.
Развивающие:
2. Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатления от прочитанного, грамотно строить предложение.
3. Упражнять в подборе определений к слову, в согласовании числительных с существительными.
4. Развивать слуховое внимание при слушании отрывков сказок, сенсомоторную координацию через игру «Разрезные картинки», способность выстраивать причинно-следственные связи с опорой на серии сюжетных картинок.
Воспитательные:
5. Формировать интерес и уважение к художественной литературе родного края.
Материал: презентация, разрезанные иллюстрации к сказкам, последовательные серии сюжетных картинок по сказкам, картинки к игре «Посчитай-ка», аудиофайлы отрывков сказок, фото автора.
Предварительная работа: чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, беседы, просмотр мультфильмов по сказкам Писахова, рассматривание фотографий С. Г Писахова, иллюстраций к книгам С. Г. Писахова, экскурсия на пр. Чумбарова-Лучинского к памятнику.
Ход:
Логопед: «Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся (дети встали в круг, здороваются с гостями). Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о сказках. Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас, уже взрослая, люблю сказки. Думаю, что и вы их любите! Почему мы все так любим сказки? Давайте поиграем в игру «Какие сказки?» Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте (передает мяч детям по кругу, дети подбирают определения).
Логопед: «Правильно, они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и веселые приключения…Сказки бывают разные, а сейчас я вам расскажу сказку про Язычок и его приключения (проводит артикуляционную гимнастику «Сказка про Язычок»):
Проснулся язычок рано утром.
Открыл окошечко ("окошечко", улыбнулся ("заборчик",
Выглянул посмотреть, что во дворе делается ("лопатка").
Вспомнил, что надо почистить зубки ("чистим зубки").
Снова выглянул в окно ("лопатка")
И почувствовал, как подул холодный ветерок ("дуем на лопатку").
Посмотрел кругом ("оближем губки",
Увидел змейку ("змейка").
Говорит ей: «Давай качаться на качелях! ("качели")
А потом змейка угостила язычка конфетой ("конфета").
Вдруг начался дождь ("накажем язычок",
Змейка убежала, а язычок посмотрел на часы ("часики",
И решил, что пора домой, поскакал на лошадке домой ("лошадка").
Логопед: «Какая интересная сказка у нас получилась. А теперь давайте, покажем сказку пальчиками (показывает детям пальчиковую гимнастику по сказке С. Писахова «Апельсин»).
Плыл я по реке (показывает «волну» и «пароход»,
Чистил апельсин (открывает кулачок по пальчику,
Задумался и выбросил апельсин в реку (резко раскрывает пальцы ладонями вниз,
Апельсин в рост пошел (складывает ладони «росточком»,
Вскоре распустился и зацвел (раскрывает пальцы вверх и в стороны,
Созрел, но висел высоко (прижать кулачки друг к другу и поднять,
Буря поднялась, меня на волне подкинуло (показывает «волны», «горочку»,
И собрал я все апельсины в лодку и баркасы (поочередное сжимание кулачков,
Вся деревня всю зиму апельсинами сыта была (поглаживание живота и жест «класс»).
Логопед: «Вы узнали сказку? Как она называется? Правильно, это сказка писателя-сказочника Степана Григорьевича Писахова (показывает фото автора). А вы слышали другие его сказки? (ответы детей). Светлана Николаевна включит вам отрывок, а вы отгадайте из какой он сказки (дети переходят на стулья около доски, воспитатель включает аудиофайлы отрывков сказок «Собака Розка», «Как поп работницу нанимал», «Сахарная редька»).
Воспитатель: «Да, вы слышали сказки Степана Писахова, узнаете их на слух. А узнаете ли по картинкам? Его сказки иллюстрировали много художников, они очень красивые, разные. Давайте попробуем отгадать его сказки по иллюстрациям? (показывает презентацию с иллюстрациями сказок «Девки в небе пляшут», «Подруженьки», «Апельсин» Шукаева Евгения Александровича).
Воспитатель: «А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. Ребята читали и все страницы сказок перепутали, надо их сюжет по порядку сложить (к доске приглашаются 2-е детей и восстанавливают правильную последовательность сюжета сказки «Как поп работницу нанимал», «Апельсин»).
Воспитатель: «Кто это к нам стучится»? (входит гость – мальчик из группы в народном костюме).
Федя:
«Это я! Сенька Малина, уемский мужичок, пришел вас веселить, да сказки рассказывать!
- Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (показывает редьку)
- Правильно! Это редька! Какая она? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Сказка называется «Сахарная редька». И с этой сказкой можно поиграть. Давайте встанем в круг. А теперь повторяйте за мной!
Ели редьку кусками,
ели редьку ломтями, (руки вверх-вниз)
ели редьку с солью,
ели редьку голью, (наклоны в стороны)
ели редьку с квасом,
ели редьку с маслом, (наклоны вперед)
ели редьку мочену,
ели редьку сушену, (приседания)
ели редьку с хлебом, (правая рука в сторону)
ели редьку с кашей, (левая рука в сторону)
ели редьку с блинами,
из редьки кисель варили (варим кисель,
с редькой чай пили! (развести руками)
Логопед: «Ну и повеселил нас Сенька Малина, порадовал, поиграй теперь и ты с нами в игру. В сказках Писахова так много разных сказочных персонажей, что и не сосчитать! Но мы с ребятами решили попробовать! (Логопед приглашает детей выйти к столам, предлагает Сеньке и детям игру «Посчитай-ка»).
Воспитатель: «Много интересного в сказках Писахова, попробуйте отгадать эпизод сказки, разрезанный на кусочки!» (Дети встают вокруг столов и по 2-3 собирают разрезные картинки).
Вот и подошло к концу наше занятие, интересно поиграли, много нового узнали!
Рома:
Жил угрюмый старичок
Маленького роста.
Сказки сказывал в свой век
Живя довольно просто.
Про медведей, про моржей,
Про архангельских людей.
Как на Севере живут,
Где рыбачат, как поют,
Как грустят, как веселятся,
Как по морю к ним добраться.
В сказках реки есть, моря,
В них вся поморская земля.
Сказителю от нас поклон!
Сказок чудный перезвон
Теперь звучит со всех сторон.