Лариса Трач
Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основа социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
В подростковом возрасте дети, осмысливая жизненный опыт, начинают осознавать себя как личность и индивидуальность. У них возникает чувство «взрослости», расширяется сфера общения. Подросток пытается разобраться во взаимоотношениях между людьми, он уже не только подражает, но и делает сознательный выбор. У него появляется нравственная потребность в самоутверждении. Для детей этого возраста важно, чтобы вопросы этического занятия как бы вытекали из повседневной жизнедеятельности, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются.
Публикация «Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основа социальной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с этим методическая тема тесно связана с курсом «Этика», ориентацией которого является формирование и развитие нравственной сферы учащихся, усвоение этических норм и понятий, культуры поведения.
Ориентацией курса «Этика» является формирование и развитие нравственной сферы учащихся. А это предполагает усвоение этических норм и понятий, культуры поведения. Этика – совокупность нравственных понятий, норм и заповедей, способов поведения и эталонов отношений человека к миру, к обществу и другому человеку.
Обучающие, воспитательные и развивающие задачи устного курса «Этика» направлены на целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка и определяются с учетом психологических особенностей детей.
Поэтому основным моментом в содержании курса «Этики» является развитие эмоциональной отзывчивости детей на переживание другого человека, создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии.
Процесс развития нравственных качеств может проходить спонтанно или целенаправленно. Задача педагога направить его в определенное русло, где за основу этического воспитания взята система отношений человека с миром, т. е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живет (семья, школа, различные коллективы, друзья, природа, город, родственники, учебные знания) и т. д.
В связи с этим я строю свои занятия, как непрерывный развивающий диалог подростка с окружающим миром.
Где основным моментом является поиск:
- нравственного решения в ситуациях морального выбора;
- приемы стимулирования нравственной самооценки;
- осознания своего «Я».
Дети включаются в размышления, игру, альтернативные суждения, тесты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт. Происходит как бы «саморазвертывание» нравственных свойств личности.
Методические средства, обеспечивающие развитие воспитательной канвы диалога, определяются следующими принципами его построения:
- ориентация на возрастные особенности детей;
- восприятие ребенка как субъекта воспитания;
- опосредованность влияния учащихся;
- включение в канву диалога диагностических методик, направленных на
- изучение нравственного развития учеников, на осмысление школьниками
- собственных нравственных оценок и самооценок.
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога
1. Вывод школьников на проблему может быть сделан с помощью разных средств:
- интригующего вопроса
- дилеммы;
- суждения;
- предложенной для анализа ситуации;
- игры;
- незаконченного сюжета;
- адресованного детям письма и т. д.
2. Построение логической цепочки развития мысли.
Последовательные углубляющие проблему вопросы цементируют логику осмысления цепочки.
Основным побудителем развития мысли служат вопросы : «Почему?» «Как вы думаете?»
3. Обращение к личности ребенка.
Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, т. к. он создает условия для осмысления школьниками своего личного «Я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулируют самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.
4. Точка наивысшего напряжения сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
Этический диалог – это сюжет. По мере произнесения ключевых слов, я
Прикрепляю их к доске, чтобы прочесть всю цепочку в конце работы, обозначившей ценностные ориентации учащихся.
Например: гуманность,
совестливость,
ответственность,
чувство собственного достоинства;
или
целеустремленность,
решительность,
открытость и т. д.
Таким образом, финал занятия остается открытым и продолжает рефлексию школьников относительно затронутой проблемы в соотношении с собой.
5. Резюме диалога.
Смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Это может быть выражение (как уже говорилось выше) как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. (побуждению к самоосмыслению, стимулирующее нравственное развитие).
Есть определенные сложности в проведении занятий по курсу «Этика. Это связано с тем, что дети в ВЦДО и Т «Огонек» поступают из разных школ. Не во всех школах есть «Этика» как предмет. Дети считают, что раз в школе этого нет, то и здесь не нужна дополнительная нагрузка, а уровень воспитанности и нравственных понятий оставляет желать лучшего.
Не каждые занятия проходят «на ура» - не буду кривить душой» Есть дети, которые активны и готовы отвечать на любой поставленный вопрос, моментально включаются в работу, спорят, отстаивают свою точку зрения, но бывают и такие, которые молча отбывают время, отведенное занятию, - таких хочется увлечь, растормошить, заставить мыслить, высказываться, делать выводы.
Иногда активность одних ребят побуждает к действию других.
Приведу пример. Дети дискутировали на предложенную тему: «Совершенствуй себя», высказывали свои мнения. Илья Клиновский молчал. У ребенка проблемы со слухом, и как правило, он на занятиях не вступает в беседу, в диалог с одноклассниками. И как я была приятно удивлена, когда он начал давать свои пояснения, задавать вопросы. Значит предложенная тема затронула Илью, а дискуссия ребят вовлекла в обсуждение.
Когда занятия проходят активно, испытываешь моральное удовлетворение и понимаешь необходимость этических диалогов с детьми.
Занимаясь по курсу «Этика» учащиеся должны:
-знать и следовать нравственным принципам в жизненных ситуациях с людьми и миром;
-уметь устанавливать и обосновывать различия в нравственных понятиях и категориях:
добро – зло;
честь – бесчестье;
дружба – вражда.
- сравнивать и сопоставлять нравственные характеристики и нравственные качества:
жадность – щедрость;
деликатность – бесцеремонность;
- уметь давать обоснованные нравственные оценки поступкам литературных героев, сверстников и объяснить свои отношения и поведение;
- уметь делать правильный нравственный выбор и принимать на себя ответственность.
Сообщение мне хочется закончить стихотворением :
Жизнь нас учит жить по правилам –
Что ж попробуем учиться -
Быть не только просто грамотными
Учениками-ученицами…
Впереди пути нелегкие,
Нераскрытые страницы…
Нам бы стать людьми достойными,
В жизни многого добиться.
Уважать себе подобного,
Не обидеть братьев меньших,
Поспешить на помощь бедному –
Сделать жизнь его полегче…
Быть нам искренними, честными,
«Не бросать слова на ветер»,
Быть отважными и сильными –
Быть за Родину в ответе.
Не сидеть, сложивши руки,
Глядя в потолок от скуки,
А стараться жить, дерзать,
Всюду быть и успевать,
Не ворчать и не ломаться,
А стремиться, добиваться,
Чтоб с открытою душой
Делать лучше мир большой!
Л. Трач