Ирина Мироновская
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.
Выделяют три вида мышления :
1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно–действительное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Это когда ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. К 6-7 годам начинается интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой.
Все чем занимается ребенок до школы - различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, развивают у него мыслительные операции: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, поэтому развитие различных видов мышления рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
Задания с помощью которых можно определить развитие ребенка.
Оценка образно-логического мышления
«Нелепицы»
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы. Дать задание: внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Отводится не более 2 минут. Когда ребенок будет говорить эти нелепые ситуации, попросите его объяснить. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.
Пример:
1) корова сидит на машине;
2) арбузы растут на березе;
3) карась ловит рыбу в луже;
4) у самоката квадратные колеса.
Бывает – не бывает
Первый вариант.
Детям дать рассмотреть картинку с изображением ситуаций, которых нет в реальной жизни, ответить бывает так или нет и объяснить почему.
Пример:
1) дети летом слепили снеговика;
2) коза ходит по небу;
3) дети летом катаются на санках;
4) корова плывет по реке;
5) ботинки растут на дереве.
Второй вариант.
Педагог будет рассказывать о любом времени года, ребенок должен сказать и доказать, бывает так или нет.
Например: «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Из снега сделали горку и стали с нее кататься».
Третий вариант.
Педагог говорит два предложения, противоречащие по смыслу друг другу. Дети должны ответить и объяснить, бывает так или нет.
Например:
Мальчик поехал в лес на санках. Там он стал собирать грибы.
Я была в лесу. Там я видела в норе индюка.
Оценка образно-логического мышления
«Раздели на группы»
Педагог дает картинки с различными геометрическими фигурами. Задание ребенку: внимательно посмотреть на картинку и разделить представленные фигуры на большее число групп. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп и признак, по которому они выделены. На задания отводится 3 минуты. Если ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круга, квадраты, ромбы, фигуры красного цвета, заштрихованные, не заштрихованные, большие фигуры, маленькие фигуры - это хороший уровень образно-логического мышления.
Оценка словесно-логического мышления
Ребенок, отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака? Больше лошадь.
2. Утром люди завтракают. А вечером? Вечером ужинают
3. Днем на улице светло, а ночью? Темно
4. Небо голубое, а трава? Зеленая.
5. Черешня, груши, сливы, яблоки… - это что? Фрукты.
6. Почему, когда идет поезд, опускается шлагбаум? Чтобы не было столкновения поезда – с автомобилем.
7. Что такое Москва, Краснодар, Сочи? Города.
8. Маленькая коровка – это теленок. Маленькая овечка – это?. Ягненок.
9. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти.
10. Для чего нужны автомобилю тормоза? Считается ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Это инструменты.
12. Что общего между белкой и кошкой? Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть.
13. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь – забивают молотком, а винт вкручивают.
14. Что, такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? Виды спорта.
15. Какие ты знаешь виды транспорта? Ребенок должен назвать минимум 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т. д.)
16. Чем отличается старый человек от молодого? Минимум три существенных признака: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т. д.»
17. Для чего люди занимаются спортом? Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т. д.
При анализе ответов, которые дает ребенок, считаются достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед – ребенком вопроса.
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Упражнение на развитие мыслительной операций: «Сравнение предметов»
Педагог для сравнения предлагает ребенку следующие пары слов:
1) КОМАР И БАБОЧКА
2) ДОМ И ХАТА
3) СТОЛ И СТУЛЬЯ
4) КНИГА И АЛЬБОМ
5) ВОДА И ЙОГУРТ
6) ТОПОР И МОЛОТОК
7) ПИАНИНО И БАРАБАН
8) ШАЛОСТЬ И ДРАКА
9) ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
10) ГОРОД И СТАНИЦА
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел комара? А бабочку?» и предлагается их сравнить: «Похожи комар и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?». Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять черты сходства и различия по главным признакам.
Упражнение: «Соотношение понятий»
Педагог раскладывает перед ребенком картинки, на которых можно увидеть четыре стадии развития ветки – от голой зимой до усыпанной ягодами осенью и попросить его определить порядок размещения картинок по смыслу. Если для ребенка это задание является трудным, то можно предложить начать с легкого: пять квадратиков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру. Или еще вариант: пять кружков разместить в обратном порядке – от самого большого до самого маленького.
Упражнение на развитие наглядно-действительного мышления
Ребенок знаком с кубиком Рубика и педагогом предлагаются разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.
- на любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета;
- на любой грани кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета;
- собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков;
- собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика;
- собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строи того же цвета на какой-либо другой грани кубика;
- собрать полностью две грани кубика одного цвета;
- собрать полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того лее цвета на третьей грани кубика;
- собрать полностью две грани кубика и к ней еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика;
- собрать полностью все три грани кубика одного цвета;
Если ребенок справляется со всеми заданиями, то наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения, существенных признаков
«Найди лишнее слово»
Педагог читает серию из 4 слов. В каждой серии 3 слова являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложить ребенку определить слово, которое является «лишним».
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ВЕТХИЙ
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
3. ВИШНЯ, ПЕРСИК, ПОМИДОР, ГРУША
4. ЙОГУРТ, ТВОРОГ, СМЕТАНА, БУБЛИК
5. ЧАС, МИНУТА, ВЕСНА, СЕКУНДА
6. КРУЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, ЧЕМОДАН
7. ПЛАТЬЕ, Кофта, ШАПКА, ФУТБОЛКА
8. МЫЛО, ВЕНИК, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
9. ТОПОЛЬ, ЕЛЬ, ИВА, КЛУБНИКА
10. ЖУРНАЛ, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.
«Найди лишнюю картинку»
Педагог подбирает серию картинок, каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложить первые четыре картинки и предложить одну лишнюю убрать. Спросить: «Почему так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?». Отметить, правильно ли группирует предметы и выделяет существенные признаки. Если ребенку трудно дается это, то продолжать заниматься, подбирая другие серии подобных картинок.
Например:
- хлеб, бублик, булочка, апельсин;
- утка, курица, индюк, голубь.
Упражнение на развитие гибкости ума
Педагог предлагает ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина)
2. Назови слова, относящиеся к спорту (гимнастика, футбол, хоккей,)
3. Назови слова, обозначающие зверей (еж, лиса, барсук, медведь)
4. Назови слова, обозначающие домашних животных (коза, корова, бык.)
5. Назови слова, обозначающие наземный транспорт (автобус, трамвай)
6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт (самолет, вертолет.)
7. Назови слова, обозначающие водный транспорт (катер, лодка, яхта)
8. Назови слова, обозначающие овощи (свекла, морковь, картофель)
9. Назови слова, обозначающие фрукты (персик, абрикос, вишня, слива)
Упражнения на развитие словесно-логического мышления
«Определи понятие»
Педагог предлагает ребенку наборы слов:
1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить тупой.
2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Сказать ребенку, что он встретил человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?».
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Игра: «Как это можно использовать»
Педагог предлагает ребенку найти большее число вариантов использования какого-либо предмета:
Например, слово «ручка», ребенок придумывает, как использовать этот предмет, называя варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т. д.
Игра: «Говори наоборот»
Педагог для расширения кругозора и сообразительности предлагает ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:
ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ
МЕЛКИЙ - ГЛУБОКИЙ
КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ
УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ
ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ