Наталья Журбенко
Развитие мышления и речи детей через предметно пространственную среду, центр ИЗО-деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
По ФГОС ДОУ, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям,
себе самому
Публикация «Развитие мышления и речи детей через предметно пространственную среду, центр ИЗО-деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Одним из важнейших факторов развития личности моих воспитанников является РПП среда, в которой они живут, играют, занимаются и отдыхают. Модель среды моей группы базируется на двух простых идеях :
- детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть комфортно, радостно;
- для полноценного и разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.
Пространство группы, где я работаю, преобразовано на зоны для различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, художественно-речевой, физкультурно-оздоровительной, познавательно- исследова- тельской.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника. Для создания образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей; позволит успешно реализовать основную образовательную программу дошкольного образования по ФГОС ДОУ придумываю необычное, нестандартное оформление центров деятельности. Изготавливаю пособия для многофункционального использования. Дети тоже с удовольствием находят множество вариантов его применения, как на основе приобретенных знаний и умений, так и проявляют свое творчество. А это создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Изобразительное искусство влияет на формирование чуткого, внимательного отношения к окружающему миру, природе, предметам быта и произведениям искусства. Для обучения детей приемам изо - деятельности, умению понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству, для воспитания у детей чувства прекрасного в группе функционирует зона «Чудесные краски».
Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников, развитие мыслительных процессов, умения говорить. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.
В центре в достаточном количестве представлены разнообразные материалы для детского творчества: гуашь, акварельные краски, трафареты, раскраски. Дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.
На стене располагаются изображения героев мультипликационных фильмов, природы в разное время года, с характерным изображением погодных явлений природы (этого времени года). Представлены 3 времени года, поэтому дети находят что нет еще одного изображения. Вспоминают, что должно появиться на пустующем месте. У них есть возможность подумать, спросить у родителей? сделать совместную поделку (например кораблик или героя). Предлагаем нарисовать свой вариант, или вспомнить как проявляет себя природа, какая погода в это время суток. Как природа будет выглядеть в начале весны, как изменится когда вступит в свои права. На наших занятиях дети пытаются по собственному желанию делать опору на изображения, используют для приведения примеров в работе на разную тематику. Предлагаем вспомнить героев из любимого мультфильма. Рассказать что он делал, как себя вел, одевался в весенний период.
Для оформления уголка было принято решение взять изображения героев мультипликационных фильмов,с учётом возрастных особенностей детей. Так как мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать. Могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет, что обсудить в садике со сверстниками.
Мультфильмы способны:
• Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.
• Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
• Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
• Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
• Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого, формируют у них способность к сопереживанию, представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами.