Ирина Винокурова
Педсовет «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания»
Цель. Выполнение годовой задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию у детей логического мышления через дидактические игры.
Подготовка к педсовету
План проведения педсовета :
Первая часть.
Публикация «Педсовет „Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.
2. Итоги тематической проверки по теме «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения».-заведующий Кац И. Ф.
3. Выступление из опыта работы воспитателя подготовительной группы по теме «Значение дидактической игры на развитие логического мышления при подготовке детей к школе»
Вторая часть.
1. Викторина «Математика-это интересно».-старший воспитатель Винокурова И. О.
Третья часть. Подведение итогов педсовета.
В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.
Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.
Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Ход педсовета (вторая часть).
ВИКТОРИНА
^ «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО».
ЦЕЛЬ: В нетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать в малой группе.
ДЕВИЗ: «Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного” Аристотель
Оргмомент. Старший воспитатель предлагает поделиться на команды (используя мешочек с фишками желтого и красного цвета) и просит занять соответствующие места за столами.
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
Без математики нельзя
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
1 ГЕЙМ «Педагогические задачи»
на столе 2 конверта с теоретическими вопросами и с педагогическими задачами – команды поочерёдно отвечают.
^ Педагогические задачи для педагогов 1-ой команды.
1.
Воспитатель предлагает малышам совершить прогулку по своей группе. Дети садятся в автобус и едут по своей группе, делая остановку около магазина «Книги». Педагог задаё т детям вопросы: сколько книг в магазине? Сколько книг на этой полке? Сколько книг «Курочка – ряба?»
Вопросы: Сформулируйте программную задачу, которая решалась в игре. Назовите игры и игровые упражнения, в которых данная задача может решаться на занятиях по математике.
2.
В конце занятия в младшей группе воспитатель предложил детям поднять правую руку вверх, а левую отвести назад. Половина детей группы подняла вверх левую руку, а правую отвела назад.
Вопросы: Почему дети неправильно выполнили указание воспитателя? В чём заключается ошибка воспитателя?
^ Практические задания.
1. Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи: учить детей сравнивать два предмета разной величины, развивать понимание один - много, столько – сколько.
^ Педагогические задачи для педагогов 2-ой команды.
Старшая группа
1.
Ребёнок, которого вызвал воспитатель, поставил на подставку пять разных игрушек. Воспитатель спросил его: «Скажи, сколько всего ты отсчитал игрушек? Расскажи, сколько и каких игрушек ты взял? Ребё нок отвечает так: «Я взял одну матрёшку, вторую машинку, третью пирамидку, четвёртую куклу, пятый мячик. Всего я взял пять игрушек».
Вопросы: Какая задача решалась в описанной части занятия? Был ли усвоен программный материал вызванным ребёнком? Правильно ли он отвечал?
2.
В конце занятия воспитатель даё т задания: «Оля, встань с правой стороны от меня, Коля, встань впереди Оли, Костя – с левой стороны от Коли». Дети выполняют задания правильно. Когда воспитатель попросил детей, сидящих за столами, рассказать, кто где стоит, они не могли точно ответить.
Вопросы: Какие особенности восприятия детьми пространственных направлений проявляются в этом примере? Какая программная задача решалась на данном занятии? Какую работу нужно проводить с детьми по этой задаче?
^ Практические задания:
1. Подобрать наглядный материал для занятия, в котором будут решаться следующие программные задачи: учить детей сравнивать смежные числа с опорой на наглядный материал, закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10, упражнять в счёте предметов на ощупь.
^ 2 ГЕЙМ «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ»
Педагогам 1 команды:
1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)
2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)
3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)
4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)
2. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).
3. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть?
4. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?
5. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно брату будет 8 лет).
^ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
«ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу «математических неожиданностей».
Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.
1858 – Мёбиус - ученик знаменитого Гаусса послал в Парижскую академию наук работу о листе Мёбиуса, не дождавшись ответа, через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты. Другой ученик Гаусса - И. Листинг в 1862 также изобрёл лист.
1. Нужно склеить из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернуть один конец на 180 градусов.
2. У листа Мебиуса одну сторону начните постепенно окрашивать в какой – нибудь цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.
3. Попробуйте разрезать лист Мёбиуса по его средней линии. Нормальное кольцо распадётся. А лист Мёбиуса превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.
В технике используется ремень передачи в виде листа Мёбиуса - изнашивается вдвое медленнее.
^ 3 ГЕЙМ «ПОДУМАЙ ХОРОШЕНЬКО»
Педагогам предлагается схематично набросать систему работы по одной из задач по формированию элементарных математических представлений
(предлагается заполнить таблицу).
^ 4 ГЕЙМ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов.
Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно43 252 003 274 489 865 000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток.
(кубик Рубика)
Мозговой штурм.
Вопросы:
1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (демонстрационный, раздаточный.)
2. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким? (Быть разнообразном на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.)
3. Методы, используемые на занятиях по ФЭМП. (Словесные, наглядные, игровые, практические).
4. Приемы, используемые на занятиях по ФЭМП. (Рассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т. д.)
5. Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе (наглядный)
6. Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов (наложение и приложение).
^ 5 ГЕЙМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»
Решение кроссвордов.
1. Результат сложения (сумма)
2. Приём установления равенства групп предметов (Наложение)
3. То, что нас окружает (пространство)
4. Геометрическая фигура (треугольник)
5. Структурная часть арифметической задачи (вопрос)
6. Совокупность групп предметов. (количество)
7. Единица длины. (сантиметр)
8. Математический знак (минус)
9. Арифметическое действие (сложение)
10. Графическое выражение числа (цифра)
Каждой команде даётся лист с геометрическими фигурами, расположенными по всему листу, необходимо дорисовать детали, чтобы получилась картинка. Оценивается быстрота выполнения.
Ведущий: Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, конкурс!
10. «Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки по очереди).
На подготовку 3 мин («Три поросенка», «Три медведя», «Цветик-семицветик», «7 Симеонов», «1000 и 1 ночь», «Волк и 7 козлят», «Белоснежка и 7 гномов», «Дюймовочка», «Маленький мук», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев»)
^ ПРОДУМАТЬ СИСТЕМУ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
ЗАНЯТИЕ ИЛИ
ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Игра
Индивидуальная работа
Изо – деятельность
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций
Другие формы работы
II. Справка по итогам тематического контроля.
Выполнил: старший воспитатель О. В. Грачева.
Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения».
Цели: контроль за формами организации работы с детьми по развитию логико-математического мышления.
Сроки: в течение марта.
Вопросы, подлежащие проверке:
создание условий для развития логико-математического мышления детей (развивающая среда в группах);
динамичность развивающей среды, соответствие возрасту детей;
планирование работы с детьми по развитию логико-математического мышления в течение дня.
Основные формы и методы проверки:
оценка условий для развития логико-математического мышления;
анализ календарных планов;
наблюдения за самостоятельной деятельностью детей.
Создание условий в группе.
Математические уголки в группах имеются, однако есть некоторые замечания по их оснащению.
Так, во всех группах содержимое данных уголков соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В первых младших группах (№2, 5)много игр, направленных на формирование сенсорных эталонов. Во вторых младших группах (№3, 4) в соответствии с программными требованиями должны присутствовать игры на сравнение предметов, на формирование пространственных и временных представлений. Они имеются в гр. №4, в гр. №3 - недостаточно. В средних группах (№6, 8, 11) содержимое математических уголков включает более широкий спектр игр и пособий, отвечающих программным задачам, много игр, направленных на формирование навыков счета, формирование понятия числа. В старшей и подготовительных группах (№ 7, 12, 13) и в коррекционных (№ 9, 10) содержимое уголков соответствует возрастным особенностям детей, имеется счетный материал, геометрические конструкторы («Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Мозаика» и др., различные геометрические фигуры и объемные тела, наборы цифр.
логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин. Хочу отметить группы, в которых большое разнообразие логико-математических игр : №4, 6, 7, 11.
Проверка планов воспитательно-образовательной работы с детьми всех возрастныхгрупп показала – воспитатели планируют работу по РЭМП на занятиях, в свободной деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.
Анализ свободной деятельности показал, что дети используют пособия и игры математического содержания в свободной деятельности.
Рекомендовано:
Всем педагогам МБДОУ систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.