Наталья Карасова
Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в дошкольном возрасте, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важнейших направлений этой задачи выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике обучения и воспитания является организация педагогом действий детей, обучающихся по образцу: излишне часто детям предлагают упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
Публикация «Развитие мышления детей в процессе игры за компьютером» размещена в разделах
В этих условиях у детей не достаточно развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления творческого, поискового, исследовательского, есть одна из основных задач в обучении дошкольников.
Развитие самостоятельности мышления, проявляющегося в частности в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ребенка.
Формирование самостоятельности мышления, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию активного поискового мышления, должна быть организована особым образом среда, в которой находятся дети.
Из психологических исследований вытекает ряд конкретных рекомендаций для процесса воспитания и обучения, но их использование при помощи традиционных методов часто оказывается затруднительным, а иногда и просто невозможным. Компьютеризация в этом случае качественно меняет ситуацию. Она может существенно помочь формированию умений «видеть» вопрос, выдвигать гипотезы и проверять их, вводить при необходимости «подсказки», производить умственный эксперимент и т. д. Компьютер может существенно помочь «отработке» всех стадий процесса мышления, его основных операций и переходов от одних форм к другим.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема исследования «Роль компьютерно-игрового комплекса в развитии мыслительных процессов детей дошкольного возраста» актуальна.
Предмет исследования – процесс развития мышления дошкольников на занятиях в компьютерно-игровом комплексе.
Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс обучения детей, в условиях компбтерно-игрового комплекса.
Развитие познавательных процессов очень важно, поэтому я выдвигаю гипотезу, что процесс развития мышления детей может быть более эффективным, если использовать компьютерные игры, так как:
1. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
2. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом мышление дошкольников.
3. Они позволяют усилить познавательные процессы ребенка.
Цель данного исследования – изучение условий развития мышления дошкольников средствами компьютерного обучения.
Научная новизна исследования состоит в том, что я изучаю условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления.
Практической значимостью исследования является то, что материалы могут быть использованы воспитателями компьютерного класса на базе детских дошкольных учреждений.
В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть мышление как познавательный процесс.
2. Изучить современные средства в развитии мышления детей.
3. Выявить этапы работы по формированию мышления у детей дошкольного возраста.
В данной работе я применила следующие методы научно-педагогического исследования.
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Определение уровня мышления детей.
3. Этапы работы по развитию мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с помощью компьютерных программ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается проблема развития мышления человека, и вопрос об оптимальных сроках развития мышления детей.
Во второй главе рассматриваются педагогические основы использования компьютерных программ в условиях ДОУ.
Третья глава посвящена проблемам эффективного развития мышления детей в условиях компьютерно-игрового комплекса. Здесь также обобщаются результаты работы.