ЕКАТЕРИНА БАЛЯСОВА
Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть вторая. Игры с пирамидками
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительные ориентировочные действия, которые сложились в процессе манипулирования, во многом определяют существующие у ребёнка зрительные образы. Действия эти направлены на свойства предметов: форма и величина. Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Действия с двумя или тремя предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства объектов-форму, величину. твёрдость, местоположение.
Публикация «Игры по развитию мышления для детей раннего возраста, Часть вторая, Игры с пирамидками» размещена в разделах
Пирамидка очень полезная игрушка для детей. Но, не достаточно дать её малышу в руки, чтобы она сыграла свою полезную роль. Моя, как воспитателя, основная задача научить ребёнка с ней играть. Конечно, сначала надевать кольца на стержень и снимать их с него. Для первых, ознакомительных занятий беру пирамидки 3-х составные (т. е с тремя кольцами). Ставлю перед ребёнком пирамидку. Показываю, как можно снять эти кольца и прошу ребёнка взять их. Вместе с малышом поднимаю руки с кольцом вверх, приговаривая «Поднимем колечки вверх». Сразу замечу, что чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Лишь когда малыш научится этой не хитрой задаче, можно приступать к решению следующей: надевать кольца на стержень. Подвожу руку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и говорю: «Опускай». И только после того как ребёнок усвоит эти «премудрости» можно переходить к играм с пирамидкой.
Складывание гладкой пирамидки. Пирамидка сложена правильно (от большего кольца к меньшему, на ощупь гладкая. Обязательно обращаю внимание ребёнка на этот факт. Учу проверять: гладкая или не гладкая пирамидка : провожу рукой ребёнка по неправильно собранной пирамидке и обязательно обращаю внимание на имеющиеся неровности.
Уважаемые воспитатели! Играя с малышом, помните: ему необходимо внимание и одобрение взрослого. Я обязательно хвалю своих воспитанников, когда они с усердием нанизывают колечки неправильной величины на первых порах. «Как хорошо ты стал надевать колечки!» Если ребёнок хорошо стал справляться с нанизыванием колец, то его внимание следует привлечь к ровности пирамидки «Посмотри, у тебя такая же пирамидка как у меня?», «Давай проведём пальчиком по твоей пирамидке и по моей» Не следует фиксировать внимание на неудачах и неумелости. Лучше хвалить и одобрять малыша.
«Дорожка из колечек»
Предлагаю сложить дорожку из колец. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину. Потом можно усложнить задание: сложить ровную дорожку, постепенно сужающуюся.
«Башенка»
Складывание башни из колечек пирамидки. Чтобы она была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребёнок научился различать величину колец, надо разложить все имеющиеся кольца вперемешку и предложить малышу самому найти самое маленькое кольцо. Потом самое большое…Можно показать, что большее всегда выступает из-под меньшего-накладывая одно кольцо на другое.
«Найди все красные, (синие, зелёные) колечки»
Предлагаю детям, которые уже умеют нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку. То же самое делаю со своей. Затем показываю кольцо определё нного цвета и спрашиваю: «У тебя есть точно такое колечко, синее, красное…» В случае ошибки я помогаю малышу найти нужное: прикладывая к своему образцу, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.
Чему важно учить ребёнка при складывании пирамидки?
Определять размеры колец на ощупь и так же определять правильно ли сложена пирамидка. Можно попросить ребёнка закрыть глаза и определить ровная пирамидка или нет.
«Разбери и собери пирамидку»
В этой игре дети объединены общей целью-разобрать и собрать пирамидку. Число колец должно соответствовать числу участников игры. Знакомство: Провожу руками сверху вниз по большой пирамидке показываю, как по мере приближения к основанию раздвигаются руки. Это потому, что колечки сверху кольца маленькие, снизу большие. Затем обращаюсь к детям от имени пирамидки, по очереди, сними моё колечко. Так постепенно игрушка разбирается. Перед каждым лежит колечко. У меня пустая палочка. Вторая часть игры : От имени палочки «Надоело мне стоять одной, холодно мне без одежды. Где мои колечки? «Обращаюсь к ребёнку «Пожалуйста, дай мне своё большое колечко». Так постепенно собираются и надеваются на палочку все колечки. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравятся малышам. Ребёнок знает, что будет дальше, знает, что будут делать его товарищи. Следовательно, он лучше осознаёт свои действия.
Самое главное при проведении игры –увлечь её содержанием и совместным решением общей задачи.
А ещё колечки от пирамидки можно катать (у кого укатится дальше, крутить (у кого дольше всех будет кружиться, использовать вместо руля (например, на физ. минутках).
Игра с пирамидкой отвечает возрастным потребностям детей раннего возраста действовать с предметами и управлять ими.