ЕКАТЕРИНА БАЛЯСОВА
Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкой
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление ребёнка до трёхлетнего возраста тесно связано с восприятием-малыш мыслит,устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того,в какой мере ребёнок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой.
Наша русская матрёшка это сувенир,украшение,а также игрушка предназначенная для детей. Очень,скажу я Вам полезная вещь!Педагогическая ценность её не сравнима с современными пособиями. Классический дидактический материал,истинно народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины,можно сравнивать предметы по высоте,цвету,объёму,ширине. Эти действия будут способствовать координации руки и глаза,развивать восприятие и мышление. Конечно,чтобы матрёшка имела развивающий эффект мало дать её ребёнку в руки. Моя,как воспитателя задача окрыть для малыша замечательные свойства игрушки и конечно,научить ребёнка играть с ней.
Публикация «Игры по развитию мышления для детей раннего возраста, Часть первая, Игры с матрёшкой» размещена в разделах
1. Знакомимся с матрёшкой.
Сажусь с малышами за стол. Торжественно достаю большую матрёшку,восхищаюсь её красотой:"Посмотрите,ребятки,какая красавица к нам в гости пришла!Зовут её Матрёшка. Какие у неё глазки,щёчки,губки,платочек,сарафанчик. " Рассмотрев игрушку с детьми со всех сторон, удивлённо произношу"Мне показалось что она тяжёлая. Может,внутри что-то есть?Посмотрим?" Открывая матрёшку произношу "заклинательные или ритуальные " слова"Матрё шечка-матрёшка откройся немножко!"Этот процесс для усилиния ожидания,для разогрева любопытства можно слегка растянуть. Открыв большую матрёшку и найдя в ней другую,меньшую размером я,конечно,удивляюсь. Ставлю матрёшки на стол рядышком. Предлагаю детям попробовать сравнить их. Обращаю внимание на размер-одна большая. другая поменьше. И только после сравнения,когда первая задача будет решена-ставлю новую задачу:узнать,а может в новой матрёшке тоже кто-то спрятался. Обязательно проговариваю слова-ритуал и открываю матрёшку. Появляется ещё одна матрёшка. Сново выставляю её рядышком с предыдущими её сестрами. Обычно,дети очень быстро разбираются в схеме разбора-сбора матрёшки. Достаточно одного показа. Конечно,для первого ознакомления я взяла трёхсоставную матрёшку,тем самым начала выстраивать цепочку задач с минимума. После показа, проведения занятия даю малышам по своей матрёшке для дальнейшего,самостоятельного изучения,тем самым закрепляю полученные знания. Предлагая открыть и закрыть матрёшку. Подобрать из открытых частей нужную (по цвету платочка,сарафанчика,яркой рубашки. размеру)для сбора целой матрёшки.
Выстраиваем матрёшек рядком и обращаю внимание на размеры каждой.
Игры с матрёшкой. "Матрёшка в саду".
Берётся трёхсоставная матрёшка. Предлагаю устроить прогулку для матрёшек. "Старшие матрёшки поведуи младших".Необходимо что-бы ребёнок нашёл самую большую-старшую. Затем нашёл ей подружек поменьше. Игра проводится на столе,полу. Можно сложить из кубиков домик-сад,а улицу,для прогулок определить деревьями из конструктора. Затем ребёнок отводит своих матрёшек на прогулку. Играть можно по подгруппам. Когда вся подгруппа выведет своих матрёшек на прогулку (справиться с заданием) можно предложить поиграть дальше в прятки с матрёшками.
"Прятки матрёшек на прогулке"
Маленькие матрёшки просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек. Задача, которую я ставлю перед детьми:убедить детей,что спрятаться в матрёшке может только та,что ростом меньше. Большая в маленькую не поместиться.
Можно придумать много разнообразных игр с матрёшками. Например. укладывание спать. Путём подбора кровати для матрёшки. Её можно вырезать из бумаги. Можно укладывать сначало маленьких матрёшек,а затем постарше.
И конечно,при работе с матрёшками малыши будут сравнивать руками,но со временем научатся делать это глазами. Ребята наблюдают за действиями и выполняют мои поручения. Очень важно :малыши должны понимать всё происходящее и конечно,реагировать на него. Предоставьте свободу детям и почаще побуждайте их думать. В работе будут задействованы центры развития :Познание,Социально-коммуникативное развитие,Речевое,Эстетическое.