Виктория Васильевна Шматова
Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни.
Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Связь музыки и литературы очевидна. Особенно оперная и вокальная музыка непосредственно используют литературные сюжеты (оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», опера М. Мусоргского «Борис Годунов», опера Ж. Бизе «Кармен» и т. п.) и стихотворную лирику А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева и многих других.
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством ИЗО» размещена в разделах
Литература и музыка предполагают наиболее тесную связь между собой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое. Известно, что Аристотель дает свою классификацию, исходя из единства искусств. Оно строится на теории подражания искусства природе, "ритмом слова и гармонией или раздельно, или вместе". Это единство искусств проявлялось, прежде всего, при исполнении поэтических произведений - мелодекламации: звучащее слово сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, что способствовало более глубокому воздействию его на чувства, сознание слушателей. В этой связи Аристотель писал, что музыка более других искусств приближается "к действительности отображения гнева и кротости, мужества и воздержанности и всех противоположных им свойств".
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие дошкольников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. “Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Неслучайно занятия математикой в Пифагорейской школе проходили под звуки музыки, считалось, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Известный японский музыкальный критик Масару Ибука исследовал интересный феномен, что звуки музыки. Их исполнение, оказывает огромное воздействие на человека. Поэтому он рекомендует пользоваться методом “полного погружения музыку”, в полной уверенности, что музыка влияет на внешность, то есть делает ребёнка красивым.
Дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Но часто взрослые, не обращают внимания на организацию развития певческих навыков детей, что в дальнейшем сказывается на здоровье и состоянии их нервной системы. Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность школьников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей.
В основе построения моих занятий с детьми лежит принцип диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения детей пению.
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Для установления уровня развития ладового чувства :
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)
Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Для установления уровня развития чувства ритма
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного, веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.
Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.
1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б. М. Теплову.
- упражнения на развитие ладового чувства
- упражнения на развитие музыкально слуховых представлений
- упражнения на развитие чувства ритма
2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.
3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:
- упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);
- музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;
- художественное слово;
При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.
Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.
Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.