Анна Кузнецова
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
Проект
способностей детей среднего и
старшего дошкольного возраста
в опытно – экспериментальной деятельности»
первой квалификационной категории:
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Кузнецова Анна Александровна.
г. Нелидово, Тверская обл.
2020 год
Слайд №1
Сегодня я хочу представить вашему вниманию творческо - исследовательский проект: «Развитие музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в опытно – экспериментальной деятельности»
Слайд №2
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Слайд №3
Проект наш музыкально – образовательный,
творческо – исследовательский.
Продолжительность:
Краткосрочный.
Участники:
дети 4 – 7 лет, музыкальный руководитель, дети, воспитатели.
Слайд №4
Актуальность
Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно экспериментирование.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирование его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.
Для развития музыкальных способностей решающее значение имеет специально – созданная музыкальная среда, окружающая ребенка.
Индивидуальные и подгрупповые занятия необходимо организовать так, чтобы развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Слайд №5
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, музыкальных способностей, умения экспериментировать со звуками.
Слайд №6
Задачи:
1. Расширение представлений детей о музыке, через знакомство с элементарными знаниями из области физики об основных физических свойствах звука.
2. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.
3. Развитие у детей умственных способностей.
4. Развитие у детей комплекса музыкальности : чувства ритма, ладового чувства, эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального слуха.
Слайд №7
Объект проекта – создание детской музыкально – исследовательской лаборатории.
Предмет проекта – организация работы с детьми в этой лаборатории, в создании условий для развития музыкальных способностей современных детей посредством опытно – экспериментальной деятельности со звуком.
Слайд №8
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный.
• Формулировка проблемы, работа с источниками информации, организация детской музыкально – исследовательской лаборатории,
• Подбор оборудования для проведения исследований в детской музыкально – исследовательской лаборатории, подготовка костюмов, сбор информации о звуках детского сада.
• Беседы о разнообразии мира, звуков который нас окружает, использование музыкально – дидактических игр, направленных на выведение и определение характеристик звуков, на развитие тембрового и ритмического слуха; проведение экскурсий в пищеблок для проведения экспериментов по звукоизвлечению с посудой, в медицинский кабинет для ознакомления со звуками, которые издают предметы в этом помещении.
Слайд №9
2 этап Основной:
Выполнение проекта.
1 Создание экспериментальной лаборатории: опыты и эксперименты со звуком. (экскурсии на пищеблок и кабинет медицинского работника)
2. Непосредственно – образовательная деятельность. «Вей, вей, ветерок» (младший возраст)
3. Непосредственно – образовательная деятельность.
«Детская экспериментально – образовательная лаборатория» (старший возраст)
4. Создание самодельных шумовых инструментов в рамках организации творческой мастерской.
5. Создание выставки рисунков «Звуки глазами детей».
Рассказы детей о своем рисунке.
Слайд №10
Мы создали детскую музыкальную исследовательскую лабораторию. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.
Слайд №11
Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. С детьми младшего дошкольного возраста проведено музыкальное развлечение «Вей, вей ветерок», на котором ребята познакомились со свойствами воздуха, участвовали в опытах и экспериментах.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Слайд №12
В нашей «Детской музыкальной экспериментальной лаборатории» ребята знакомились со свойствами звуков, различными музыкальными инструментами, создавали свои мелодии.
Слайд №13
Дети проявили интерес к звучащим предметам, сами с удовольствием изготовили шумовые инструменты, выделяли и характеризовали звуки, а также сравнивали их.
Слайд №14 -15
В детских рисунках изображены явления и предметы издающие звуки, ребята с удовольствием рассказывали о них, что помогло им научиться анализировать многообразие окружающего мира и способствовало развивитию образного мышления.
Слайд №16
3 этап Заключительный:
Подготовка и показ сказки А. Колмыковой «Кто краше?»
Слайд№19. Итогом нашей исследовательской деятельности стала постановка музыкальной сказки А. Колмыковой «Кто краше?». Дети подытожили все накопленные знания о звуках в живой и неживой природе, а помогло им в этом пение и театрализованное творчество.
Итоги реализации проекта:
- В ходе исследовательской деятельности у детей развились музыкальные и творческие способности.
- Наблюдалось развитие познавательной активности и проявление самостоятельности и любознательности.
Вывод: таким образом, включение экспериментальной деятельности в музыкальное воспитание детей активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширении представлений о музыке.