Алина К
Консультация с родителями «Логические игры дома и в саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с родителями на тему: «Логические игры дома и в саду».
Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умение организовывать игры по развитию математических способностей.
Добрый день уважаемые родители!
СЕМЬЯ – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает представления о себе и других, о мире в целом. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
Что же такое логическое мышление? Логическое мышление – это прежде всего способность рассуждать. Мы иногда удивляемся, почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? Как правило, такие задатки определяются генетически. Но даже если это ребенку не дано от родителей в полной мере, мышление можно развить. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
- Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и рассуждения с использованием различных логических схем).
Виды развивающих игр:
Познавательные игры (дидактические).
Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д. Игры для развития внимания и памяти.
«Ищем пару, «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт». Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка.
Игры для развития мышления и логики.
Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять.
Раскраски - призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.
Загадки и ребусы - игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума.
Математические игры :
Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно. Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже? интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить. Сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество. Пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым. Кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма. Конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор.
Настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции. Сюжетноролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мультфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.
Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Развивать своё логическое мышление ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. И вот здесь невозможно переоценить участие родителей в образовательном процессе. Вы даже не представляете какими интересными и полезными могут быть совместные вечера с детьми в семье, если вы предложите своему ребенку:
- помочь маме по рецепту подготовить тесто для пирога, когда необходимо взвешивать муку и сахар, отсчитать определенное количество яиц и т. д.
- по дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и сравнивать их по толщине, высоте;
- когда он готовится порисовать, сравнить карандаши по длине, толщине и рассказать о результатах, употребляя такие слова как длинный – короче-короткий, толстый- тоньше- тонкий;
- рассказать о том, что находится слева от него и справа, впереди и сзади;
- попросите ребенка отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра;
- показать ту цифру, которая обозначает количество предметов, выложенных на столе или количество пуговиц на кофточке и т. п. ;
- беседуйте с ребенком о том, что происходило в прошлом, о том, что планируете делать в будущем, побуждайте его употреблять слова: вчера, сегодня, завтра, называть дни недели, месяцы.
- ежедневно называйте день недели, текущий месяц.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать интерес к математике. Приобщение детей дошкольного возраста к математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач. Правильно подобранные логические игры
для детей 4-5 лет помогут развить именно те стороны интеллекта,
которые на данный момент наиболее нуждаются в стимуляции.
Игровой материал для развития логики должен быть
разнообразным. Это не только обязательные домино и лото,
существует масса интереснейших игр, которые без труда увлекут
малыша. А главное, такие занятия принесут не только радость, но и
неоценимую пользу. То, что будет заложено в ребёнка в раннем
возрасте, обязательно вернётся успехами в будущем.
Особенности развития мышления детей 4-5 лет
В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие
правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез
информации, умение анализировать и сопоставлять данные.
Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для
успешного освоения математики, письма, чтения.
Вариантов игр, тренирующих логическое мышление, очень много. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми для развития логического мышления дошкольников.
Игра: «Назови, одним словом».
Цель: формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
1. Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
2. Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
а) Ботинки, туфли - это…
б) Прятки, жмурки - это…
в) Зима, осень - это…
г) Пальто, куртка - это…
д) Иванов, Петров, Сидоров - это…
Игра «Предмет-действие».
Цель: Развитие мышления и речи
Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой-нибудь предмет, а вы
должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы
- резать, калькулятор - считать, лопата - копать». Слова: грабли (собирать опавшие листья,
вилка (кушать), молоток (забивать гвозди, чашка (пить, кастрюля (варить, иголка (шить,
ноги (ходить, руки (брать), глаза (смотреть, нос (дышать, уши (слышать, ручка (писать,
фломастер, краски (рисовать, лейка (поливать, отв ртка (закручивать шурупы, дрель (сверлить в стене дыру, сумка (носить вещи, пила (пилить, порошок (стирать, мыло (мыть,
утюг (гладить, коса (косить траву, спички (разводить огонь, сковорода (жарить, клей (клеить, забор (огораживать территорию, книга (читать, градусник (измерять температуру,часы (узнавать время, телефон (звонить).
Потерявшаяся игрушка.
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Обязательно поиграйте сначала в игры сами! Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы «будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить».
Современный мир предлагает огромное количество игр на развитие
логики у детей 4-5 лет. Мы рассмотрели лишь некоторые частные
примеры, которые помогут понять, на что ориентироваться при
выборе занятий для ребёнка. Дети так быстро растут и так много
всего нужно успеть, чтобы они смогли вырасти сообразительными,
умными, способными быстро принимать решения.
Игра для ребёнка – вся жизнь. Именно через игру формируются
базовые навыки понимания мира, общения, мышления.
Обязательно играйте вместе с малышом! Играя с ребенком, не опережайте его.
Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм!
Каждый успех малыша встречайте улыбкой, похвалой. Хвалите, но не перехваливайте!
Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать еще лучше. Хвалите конкретно, а не абстрактно!
—Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка!
—Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.
—Смотри, как точно нарисован у тебя круг. Ни одного хвостика, и двойных линий нет.
Пусть ребенок учится сам себя оценивать! - Что, по-твоему, тебе сегодня особенно удалось? - Что еще не совсем получилось?
Не заставляйте ребенка играть, а создайте такие условия, чтобы у него появилосьжелание: пригласите его друзей и организуйте игру. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру.
Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес!
Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка, тем более оскорблений — они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм.
Не решайте задачи за ребенка и не подсказывайте ему!
Учите ребенка самостоятельно находить и исправлять ошибки!