МААМ-картинки

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Вера Юрьевна Костычева
Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая на сегодняшний день заключается в подготовке обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. В частности образовательный процесс в начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

Публикация «Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В литературе можно встретить несколько трактовок термина «универсальные учебные действия» – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

По мнению А. В. Федотовой, универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых и операциональных характеритик.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно – смысловой и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1)познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3)учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

К функциям универсальных учебных действий относятся :

1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

И. М. Осмоловская отмечает, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы освоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделять четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции, познавательные и коммуникативные.

В формате данной работы остановимся более подробно на коммуникативных универсальных учебных действиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику, с целью сообщения определенного смысла. Л. Р. Мунирова рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность [39, с. 56].

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Многие авторы (А. Г. Асмолов, Л. Р. Мунирова, И. А. Неткасова, И. М. Осмоловская, Л. В. Сокорутова) в своих работах указывают, что коммуникативные универсальные учебные действия включают :

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

постановка вопросов;

– разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализации);

– управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий);

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделит на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности :

1)коммуникацией как взаимодействием;

2)коммуникацией как сотрудничеством;

3)коммуникацией как условием интериоризации.

Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий].

Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования) :

– потребность в общении со взрослыми и серстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Виды универсальных учебных действий в речевом развитии Сегодня актуальны звучат слова американского философа, художника, публициста Элберта Хаббарта :ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Синибор А. А., старший воспитатель Слайд 2. Сегодня.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.

Рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено Рекомендации для учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено. Личностные УУД: 1. Помните,.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 20:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Вера Юрьевна Костычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД