Ирина Ильина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Как быстро и качественно получить от ребёнка обратную связь на проведённую коррекцию? Здесь на помощь приходит наука – кинезиология (наиболее динамичное направление современной психокоррекции).
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения. Основатель является Пол Деннисон – американский психолог, доктор наук в образовании, создатель Образовательной Кинезиологии – науки об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любому новому виду деятельности, т. е. тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать. Им была создана программа «Гимнастика мозга» – система упражнений, позволяющая использовать естественные физические движения для активизации природных механизмов мозга.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» размещена в разделах
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (от лат. integratio – «соединение»).
Главная идея – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
В качестве решения данной проблемы предлагается использовать специальные кинезиологические упражнения. Считается, что, используя их, у подавляющего большинства детей предупредить появлении дислексии и дисграфии, а также корректировать проблемы обучения чтению и письму.
Что же такое кинезиологические упражнения? Это специально подобранные упражнения, позволяющие использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга.
В настоящее время отечественные учёные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений, цель которых:
1. Развитие межполушарного взаимодействия.
2. Улучшение контроля и регуляции деятельности.
3. Развитие речи.
4. Развитие внимания, памяти, мышления.
5. Развитие мелкой и крупной моторики.
6. Повышение работоспособности и снижение утомляемости.
КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ ГЛАЗ И РУК
Цель: улучшение навыков чтения и письма, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.
«Ленивые восьмёрки»
Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец, затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).
«Восьмёрки локтями»
Разведите ноги в стороны, слегка согните в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмёрки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Проделать то же самое с левой стороной.
«Слон»
Ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнения выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПЕРЕКРЁСТНО-ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Цель: развитие интегрированных связей между полушариями и отдельными областями головного мозга, для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся.
«Ухо - нос»
Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
«Ножницы»
Перекрёстные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЙ РУКИ
Выполняются без речевого сопровождения.
«Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Корзинка»
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
«Сливы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий,
Он сбивает сливы с метки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Существует очень много разных кинезиологических упражнений. При выполнении каждого из них, с коррекционной целью обязательное требование – выполнять правильно движения и сочетать их с речью там, где это требуется.