Елена Домарева
Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные игры с ленточками на сетке-тренажере
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще много лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Вот поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведь развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно- моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные игры с ленточками на сетке-тренажере» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2019
Актуальность. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой, например, сетка, цветные ленточки или шнурки.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с лентами важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании нетрадиционных игр с лентами на сетке - тренажере, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Новизна заключается в использовании нетрадиционных игровых технологий с цветными лентами на сетке - тренажере для формирования мелкой моторики рук и речи дошкольников.
Цель: развитие мелкой моторики у детей в игровой деятельности.
Задачи:
1. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
2. Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
3. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
4. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
5. Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
6. Развивать речь как средство общения.
7. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем.
8. Формировать умение внятно и отчётливо отвечать на вопросы.
9. Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми.
10. Развивать мелкую моторику рук.
11. Способствовать развитию координации движения кистей рук.
12. Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
Тренировка мелкой моторики – очень важное дело. От этого напрямую зависит и само качество жизни, и развитие речи, всех прочих талантов. Разработано немало эффективных методов ускорения развития мелкой моторики и повышение качества этого развития. Предлагаем вам рассмотреть простые и занимательные игры, которые можно сделать самим. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Эффективность развивающего воздействия на ребенка зависит от многого, в том числе и от выбора пособий. Работая с детьми, мы создали многофункциональную ширму-тренажер - «Сетка». Данный тренажер предлагаем использовать: для плетения (шнурами, лентами, веревочками); для рассматривания предметов и картинок; при проведении дидактических игр; как ширму при организации сюжетно-ролевых игр; как панно для выставки детских работ и т. п.
Игры с лентами и тренажером направлены на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Приоритетной образовательной областью данных игр является познавательное развитие.