Анастасия Белоусова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала
▼ Скачать +Заказ
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала «Дары Фребеля»
Белоусова Анастасия Андреевна
Учитель-дефектолог
Бакалавр
МДОУ «Детский сад № 66»
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, формируются все основные психологические качества: развивается мышление, память, внимание, воображение, а также происходит активное физическое развитие. Чтобы эти процессы протекали без каких-либо отклонений, необходимо развивать мелкую моторику у ребенка, ведь доказана прямая связь между ней и общим развитием психических функций.
Известно, что более 90% информации человек получает с помощью зрения, поэтому дети, имеющие нарушения зрительного анализатора испытывают значительные трудности в своем развитии. Хотя, если других отклонений в развитии не наблюдается, то интеллект таких детей сохранен. Для того, чтобы не допустить отставания в развитии таких детей требуется применять систему коррекционных мер, направленных на развитие сохранных анализаторов: тактильных, слуховых, обонятельных и вкусовых. Если у ребенка имеется остаточное зрение, то его нужно использовать в работе. Однако не следует допускать перегрузки и переутомления глаз, поэтому основной упор следует делать на развитие тактильных ощущений.
Нужно отметить, что развитие мелкой моторики – это актуальная проблема для всех детей без исключения, вне зависимости от их состояния здоровья. Воспитатели, работающие непосредственно в детских садах, отмечают, что современным детям не приходится, как их родителям, зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, застегивать пуговицы на одежде. Позднее, чем предыдущее поколение, современные дети обращаются к прикладному творчеству - учатся вышивать, вязать, выпиливать и т. д.
Чем раньше начать развивать пальцы малыша, тем успешнее будет идти его общее развитие. Особенно это актуально для детей, имеющих нарушение зрения. Ведь в дальнейшем им возможно предстоит осваивать азбуку Брайля, для чего необходима повышенная чувствительность кончиков пальцев.
Существуют традиционные, проверенные временем, способы развития мелкой моторики, которые доказали свою высокую эффективность: игры с мелкими предметами (мозайка, пазлы, конструкторы, бусы, пальчиковые игры (широко применяемые в народной педагогике, лепка, массаж пальцев.
Скоординированная работа мелких мышц руки (пальцев кисти, под остаточного зрения и даже без привлечения зрительного анализатора, позволит ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно себя обслуживать, успешно осваивать предметно-практическую деятельность.
В работе с детьми, имеющими нарушение зрения, эффективным методом коррекционно-развивающей работы может является работа с дидактическим материалом «Дары Фрёбеля», разработанным немецким педагогом начала 19 века, создателем первого детского сада Фридрихом Вильгельмом Фрёбелем (1782-1852). По прошествии более полутора веков, дидактический материал, разработанный этим великим педагогом, не потерял своей актуальности. Он может применяться как в форме разработанной автором, так и допускает некоторые изменения, которые позволяют усилить воспитательно-развивающий его потенциал.
В «Дары Фребеля» входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, кубы, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Все предметы, входящие в набор, выполнены из экологически чистых материалов – дерева, шерсти.
Дидактический материал включает в себя 14 модулей, которые позволяют выполнять комплексные задачи в развитии ребенка. Его применение развивает не только мелкую моторику, но совершенствует мышление ребенка, помогая освоить такие мыслительные операции как разграничение предметов по определенному признаку (величине, форме, плотности, обобщение, анализ и синтез.
Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, можно использовать все без исключения модули. Выбор зависит от конкретной педагогической задачи, которая должна быть решена. Рассмотрим некоторые несколько из модулей.
Так, например, первый модуль (Текстильные мячики) в авторском представляет собой набор мячиков, выполненных из шерсти разного цвета. Осваивая этот дидактический модуль, дети постигают понятия формы и цвета. Для детей, с нарушениями зрения, сохраняя цветовую гамму, текстильные мячики логичнее выполнить из материалов разной фактуры, не только из шерсти, но из шелка и хлопка, а также при сохранении общей округлой формы и одинакового размера, сделать мячики различной плотности (тугонабитые или слабонабитые). Это позволит разнообразить тактильные ощущения детей и поможет развитию чувствительности кончиков пальцев, научит на ощупь определять структуру материала
Второй модуль (Основные тела) включает парные деревянные геометрические фигуры: шар, куб и цилиндр. Что позволяет ребенку освоить эти формы предметов. Для того, чтобы разнообразить действия с геометрическими фигурами и включить игровой момент, модульный набор дополнен металлическими креплениями для подвеса и специальной рамкой, для того, чтобы тела можно было подвесить в различном порядке. То, что предметы парные, позволяет ребенку составлять различные их сочетания, а подвешивание на рамку требует от него определенной ловкости, что активно развивает мелкую моторику.
Рассмотрим ещё некоторые модули, которые наиболее эффективно можно использовать для развития мелкой моторики.
Седьмой модуль (Цветные фигуры) - это набор из 8 геометрических фигур, треугольников различного вида и прямоугольников, кругов, полукругов, ромбов и квадратов разного цвета. Из этих плоских фигур можно составлять логические задачи типа «размести последовательно прямоугольник, круг, прямоугольник и ромб». Можно предложить детям закрыв глаза и отобрать фигуры на ощупь, также составляя заранее заданные педагогом ряды фигур. Такое упражнение снимет зрительное напряжение и научит определять форму фигуры на ощупь.
Также очень подойдет восьмой модуль (Палочки, который состоит из 6 наборов палочек разной длины и разного цвета. Этот модуль не только развивает развитию мелкую моторику, но и развивает математические навыки : дети знакомятся понятиями длиннее и короче, осваивают счет.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца» включает в себя деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов. Перекладывая, составляя цепочки, совмещая кольца и полукольца по размерам, дети также развивают мелкую моторику и постигают понятие величины.
Как мы видим, дидактический материал «Дары Фрёбеля» обладает широкими возможностями для решения одной из главных педагогических задач - развития мелкой моторики, которая особенно актуальна для детей с нарушениями зрения. Контакт с элементами этого дидактического пособия, выполненного из природного материала, доставляет дошкольникам приятные тактильные ощущения. То, что все элементы имеют разный цвет, развивает у детей цветоощущение. Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля» можно рекомендовать для активного использования при коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Список использованных источников :
1. История дошкольной педагогики в России : хрестоматия : учебное пособие для студентов педвузов Специальность: Дошкольная педагогика и психология. Педагогика и методика дошкольного образования / сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева ; ред. С. Ф. Егоров. – Москва : Академия, 1999. – 520с.
2. Тихонова, М. Е., Мамедкиримова, П. В., Айрапетян, А. А. Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»// Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6.1. — С. 27-30.
3. Фребель, Ф. В. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. : Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).