Любовь Василькова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством вышивки
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством вышивки» размещена в разделах
Что же это такое — мелкая моторика рук? Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.
Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо)
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе, как освоит письмо, чтение. Поэтому в подготовительной группе одной из важных задач подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук. Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки : пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать вышивание.
Почему я выбрала для развития мелкой моторики рук вышивку? Потому что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при вышивании? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов, таких как вперёд иголку, назад иголка, строчка, стебельчатый шов, петельный, цепочка, крестовидный, движения становятся более точными, что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов.
В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Вышитая своими руками бабочка, цветочек и другие помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей : внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают воспитателя для того, чтобы узнать как выполнить тот ли иной шов. Внимание развивается и при самостоятельном вышивании, ребенок старается быть аккуратным. Когда ребёнок вышивает, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ воспитателя, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление : он думает, размышляет, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем: он представляет свою работу, которую он вышьет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. вырабатываются старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов – эти качества, сформированные при вышивании помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе.
Важными задачами в подготовительной группе являются формирование усидчивости, развитие мелкой моторики рук, стремления познавать, развитие самостоятельности, активности, творчества. Вышивание помогает воспитателю решить следующие задачи:
Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, вышивать по контуру.
Развивать у детей желание самостоятельно вышивать.
Развивать творчество детей в процессе вышивания.
Учить детей самостоятельно придумывать рисунок.
Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются : точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.
Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе