Цагаева Марина Майрановна
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «№84» комбинированного вида
респ. Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаё шь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в дошкольном учреждении? Каким образом стимулировать его развитие? С раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности. Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику „квиллинг“» размещена в разделах
- Аппликации в технике квиллинг
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.
В доказательство вышесказанного привожу небольшой экскурс в историю. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объединялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполнял руками все более тонкую работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Если движение пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой : разрывание, разрезание, сгибание.
Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В своей педагогической деятельности я решила пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.
С ребятишками моей группы приступили к освоению интереснейшей техники со сложным иностранным названием «quilling».
Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:
1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
3. Ножницы. Для вырезания полос из цветной бумаги.
4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
6. Цветная бумага формата А4.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Техника бумагокручения может вызвать сложность у ребенка, так как требует сосредоточивания на работе и тонких движений пальцев рук. Однако в ходе изучения действий и операций, эти трудности решаются. Во время занятия бумагокручением следует проводить пальчиковые гимнастики с целью психологической и физиологической разрядки.
В чем же заключается техника «квиллинг»? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга в краешек стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать занятие целесообразно в отсутствии применения инструмента для квиллинга своими руками. Так у детей возникает вероятность подушечками пальцев ощутить, однородно ли формируется сверток, и своевременно подкорректировать старания. В результате должна сформироваться плотная спираль незначительного размера. Она будет базой последующего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до необходимого размера, а далее из нее создается нужная квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые многообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. В целом существует двадцать базовых элементов для квиллинга, однако принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Ребята постоянно могут придумать новейшие элементы для квиллинга.
Изучив технику бумагокручения целесообразно приступать с накручивания роллов большого размера, для того чтобы показать ребятам суть техники и способы изготовления деталей для будущих творений. Подготовка должна быть постоянной, но чтобы она не надоела дошкольникам следует играть с цветом и формами. Полосы могут быть весьма длинноватыми, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов можно складывать простые цветочки: один ролл – сердцевина цветка, ещё пять – лепестки.
После того, как ребята натренировали пальцы и начали крутить плотные роллы, ширину полоски необходимо уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, совершается эффективное формирование мелкой моторики рук.
Затем необходимо перейти к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.
Изучение основных элементов квиллинговой техники следует осуществлять согласно принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя различные элементы, у ребенка будут возникать новейшие образы, которые они могут воплотить с помощью бумажных полосок.
Общее представление от поделки зависит не только от качества выполнения квиллинговых элементов, но и от правильного выбора фона и цветной гаммы. Поэтому с ребятами следует также осуществлять работу по цветовосприятию. Для наилучшего эффекта можно предложить ребятам поработать с таблицами рекомендуемых цветных комбинаций.
В основном применение техники «квиллинг» целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой технике : мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.
Освоив основные элементы бумагокручения, ребята смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, последователен, систематичен, где используется продуманная система индивидуального подхода. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг, у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:
- знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;
- умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;
- умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;
- умение пользоваться технологическими картами и схемами;
- умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;
- умение составлять композиции, выполненные в технике квиллинг;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе; -
Таким образом, техника «квиллинг»- эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.
Литература
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей / З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1992. – 208 с.
2. Гнатко А. Квиллинг – красота из бумаги / А. Гнатко//Дошкольное воспитание. -2010.-№12. -С. 115.
3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г. Н. Давыдова. – М: Скрипторий 2003, 2007 - 153 с.
4. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент / Д. Дженкинс. – Издательство: Контэкт, 2010. – 48 с.
5. Зайцева А. Искусство квиллинга / А. Зайцева. – Издательство: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
6. Линд Х. Бумажная мозаика / Ханна Линд. – М: Айрис-Пресс, 2007.-32с. :цв. ил. +вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).
7. Пенькова, С. Н., Дубровская, С. Г., Оксеем, М. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации/ С. Н. Пенькова, С. Г. Дубровская, М. В. Оксеем. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 48с.
8. Уолтер Х. Популярный квиллинг / Хелен Уолтер. – Издательство: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
9. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Хелен Уолтер. – М. : Университет, 2000. - 112с.
10. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – Издательство: Мир книги, 2008. – 96 с