Ирина Деменёва
Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет посредством работы с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь мозговых отделов и мышц рук широко освещается в трудах выдающихся ученых (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов). Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей мы видим в исследованиях знаменитых педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин).
Выдающийся отечественный психолог, психиатр, невролог, основоположник психоневрологии В. М. Бехтерев изучал природу передачи импульсов от пальцев рук к головному мозгу и говорил о том, что развивающие упражнения мелкой мускулатуры рук в целом влияют на формирование и совершенствование психических навыков, в том числе позволяют преодолеть симптомы усталости, улучшить звукопроизношение у детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Поделки из природного материала
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В работах известнейших педагогов (М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др.) мы можем увидеть оценку детей с высоким уровнем развития мелкой моторики : у таких детей намного реже встречаются нарушения произношения звуков, они лучше сверстников умеют анализировать, логически рассуждать, делать выводы. Создавая специальную среду для развития мелкой моторики рук, педагог помогает улучшить двигательные, речевые и психические возможности ребенка, раскрыть его природные задатки.
Мелкая моторика рук связана с выполнением мелких точных движений. В этом процессе, который контролируется нервной системой, задействованы зрительные, осязательные анализаторы, мышечная и костная сеть человека. Поэтому при развитии мелкой моторики совершенствуются двигательные и психические навыки человека (совершение основных логических операций, восприятие визуальных образов, способность удерживать и направлять внимание, координация движений, пространственное ориентирование и др.). Можно утверждать о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным развитием.
Более поздние эксперименты ученых также подтвердили положительное воздействие функционирования мелкой моторики рук на развитие нервной системы и всестороннего развития ребенка.
Развитие мелкой моторики рук воздействует на внутренние психические процессы ребенка, что определяет высокий уровень подготовленности к школьному обучению.
В педагогической науке выделяют следующие средства и формы работы по развитию мелкой моторики :
- пальчиковая гимнастика;
- массаж рук;
- настольные игры;
- изобразительная деятельность;
- труд и навыки самообслуживания;
- театрализованная деятельность.
Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.
Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.
Игры:
Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.
Игры с крупой и семенами.
На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке.
В подносы тонким слоем насыпать манку или песок Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой.
Выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Схемы- картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.) .
Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
На гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными) ; поиграть на «пианино»)
Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.
Соленое тесто - это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.