Ирина Деменёва
Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет посредством работы с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь мозговых отделов и мышц рук широко освещается в трудах выдающихся ученых (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов). Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей мы видим в исследованиях знаменитых педагогов и психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин).
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет посредством работы с природным материалом» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выдающийся отечественный психолог, психиатр, невролог, основоположник психоневрологии В. М. Бехтерев изучал природу передачи импульсов от пальцев рук к головному мозгу и говорил о том, что развивающие упражнения мелкой мускулатуры рук в целом влияют на формирование и совершенствование психических навыков, в том числе позволяют преодолеть симптомы усталости, улучшить звукопроизношение у детей.
В работах известнейших педагогов (М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др.) мы можем увидеть оценку детей с высоким уровнем развития мелкой моторики : у таких детей намного реже встречаются нарушения произношения звуков, они лучше сверстников умеют анализировать, логически рассуждать, делать выводы. Создавая специальную среду для развития мелкой моторики рук, педагог помогает улучшить двигательные, речевые и психические возможности ребенка, раскрыть его природные задатки.
Мелкая моторика рук связана с выполнением мелких точных движений. В этом процессе, который контролируется нервной системой, задействованы зрительные, осязательные анализаторы, мышечная и костная сеть человека. Поэтому при развитии мелкой моторики совершенствуются двигательные и психические навыки человека (совершение основных логических операций, восприятие визуальных образов, способность удерживать и направлять внимание, координация движений, пространственное ориентирование и др.). Можно утверждать о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным развитием.
Более поздние эксперименты ученых также подтвердили положительное воздействие функционирования мелкой моторики рук на развитие нервной системы и всестороннего развития ребенка.
Развитие мелкой моторики рук воздействует на внутренние психические процессы ребенка, что определяет высокий уровень подготовленности к школьному обучению.
В педагогической науке выделяют следующие средства и формы работы по развитию мелкой моторики :
- пальчиковая гимнастика;
- массаж рук;
- настольные игры;
- изобразительная деятельность;
- труд и навыки самообслуживания;
- театрализованная деятельность.
Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.
Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.
Игры:
Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.
Игры с крупой и семенами.
На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке.
В подносы тонким слоем насыпать манку или песок Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой.
Выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Схемы- картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.) .
Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
На гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными) ; поиграть на «пианино»)
Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.
Соленое тесто - это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.