Наталья Коноваленко
Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях.
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев…»
Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Правильное развитие мелкой моторики руки должно начинаться с раннего возраста дома. Совсем маленькому ребенку необходимо делать пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук, массируя пальцы то на одной, то на другой руке, напевать песенку, читать потешку или стишок.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях,» размещена в разделах
Упражнений для развития мелкой моторики рук большое количество. Например, на пластиковый поднос высыпаем горку любой крупы (можно разных цветов) и выполняем на поверхности рисунки. Занятие довольно интересное. Заинтересовавшись, дети выполняют хорошую разминку пальцев и ладошек. Из пуговиц, фасоли, каштанов, бусинок можно выложить любую фигурку, сделать вместе со взрослым поделку и т. д. Основную информацию об окружающем мире ребенок получает через прикосновение. Нужно все трогать, гладить, хватать окружающие предметы. Поэтому активировать зоны, отвечающие за речь, наиболее быстро позволяет стимуляция мелкой моторики руки. Уровень развития речи напрямую зависит от уровня развития ручной умелости.
В домашних условиях можно, как и в дошкольных учреждениях заниматься аппликацией, лепкой, конструированием. В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей продуктивной деятельности. В рисовании и лепке у детей развиваются творческие способности и эстетическое восприятие, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Особую роль играет рисование. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза. Происходит формирование первоначальных графических навыков. Ребенку помогают держать правильно карандаш. Во время выполнения движений у ребенка развивается мелкая моторика рук.
Лепка является из самых распространенных и широко используемых средств. Главное преимущество заключается в том, что в процессе создания образа задействованы обе руки. Ребенок активно работает всеми пальцами. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.
Разрывание, сгибание, смятие бумаги носит терапевтический характер, благотворно влияет на нервную систему ребенка. Пальцы становятся сильными и гибкими.
Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок. Такая техника требует точных и ловких движений пальцев. С радостью и большим интересом дети вместе с родителями делают поделки. Работа с природным материалом – процесс трудоемкий, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляя их мышцы, обеспечивает смену тонуса мускулатуры.
Массаж каждого пальчика – наиболее эффективное средство. Катание деревянных шариков различного диаметра, перекладывание карандашей, пуговиц из одной руки в другую руку, пальчиковые гимнастики укрепляют руки, делают более умелыми, способствуют становлению связи рук, глаз, развивают моторику рук.