Земфира Сулейманова
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Тема по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источники творческой мысли".
В. А. Сухомлинский.
Актуальность моей работы заключается в следующем: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, Тема по самообразованию» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план.
Цель самообразования по теме :
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
-Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 2-4 лет;
-Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
-Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
6. Повысить собственный уровень знаний путё м изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Этапы реализации:
1. Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
- А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов.
- Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду»
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми и родителями
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приё мы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Формы работы с родителями:
-беседы «Развиваем мелкую моторику дома»
-консультации «Детская рука и как ее развивать»
-изготовление папок - передвижок «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика»
3. Предоставление отчета:
-составление консультации для родителей;
-составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик;
-выступление на педсовете;
Предполагаемые результаты: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
План работы по самообразованию
Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Изучение литературы
2. Проведение диагностики детей
3. Составление перспективного плана работы;
4. Создание условий для эффективного использования игр;
5. Подбор и изготовление дидактического материала и игр;
6. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеки игр на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики.
7. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии детей
Практический (ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
• Массаж кистей рук.
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
• пальчиковый театр.
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.
• рисование по трафаретам.
• дорисовка (по принципу симметрии).
• Шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.
3. Подготовка папок передвижок для родителей : «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика»;
4. Консультация для родителей «развитие мелкой моторики рук у детей и несколько идей, чем занять ребенка»
Заключительный (май)
Выступление на педсовете с отчетом