Алла Авсецина
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей.
Выпуск 1
«Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»
«Истоки способностей и
дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Дру-гими словами: чем больше мастер-ства в детской руке, тем
умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ребенок постоянно изучает, по-стигает окружающий мир. Основ-ной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвя-заны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и рече-вое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев от-стает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и да-же выше нормы. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо го-ворил, развивайте его ручки!
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем до-школьном возрасте нужно выпол-нять простые упражнения, сопро-вождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементар-ных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пугови-цы, завязывать шнурки и т. д. Что-бы заинтересовать ребенка и по-мочь ему овладеть новой информа-цией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми дома:
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребен-ка :
- способствует овладению навыка-ми мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность го-ловного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, во-ображение;
- развивает тактильную чувстви-тельность;
- снимает тревожность.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчико-вая гимнастика, но и разнообраз-ные действия с предметами.
Игры с пуговицами:
Подберите пуговицы разного раз-мера и цвета. Попробуйте выло-жить рисунок. Вы можете попро-сить малыша сделать такой же.
Игры с сыпучими материалами:
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда ру-ки и изображает, как месят тесто.
2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее (как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще.
3. Рисование по крупе.
На яркий поднос тонким равно-мерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контра-стная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хао-тических линий.
Игры с прищепками:
1. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыб-ки. Ну а малышу надо помочь рыб-кам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками
Игры с бусинами, макаронами:
Отлично развивает руку разнооб-разное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пу-говицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по раз-меру, цвету, форме.
Игры- шнуровки:
Такие игры развивают пространст-венную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности.
Работа с пластилином:
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множест-во мелких кусочков, а потом слеп-ляем кусочки снова. Можно нада-вить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпеча-ток.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим ре-чевое развитие ребенка.
Составители
Авсецина А. А., Романенко Г. В.
29.10.2016 г.