Татьяна Макарова
Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.
Публикация «Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Остановимся подробнее на одном из аспектов, который считаю очень важным в развития дошкольника : развитии речи и мелкой моторики движений пальцев рук.
Мои наблюдения показали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики движений рук и речи должна стать важной частью подготовки к школе. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма и речи.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Считаю, что важным моментом в работе с детьми, являются задания, упражнения, речевые, пальчиковые игры и т. д., которые должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.
Работая с детьми младшего возраста, выявила, что у большинства детей речь нарушена из года в год, к сожалению, эта проблема не уменьшается. У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Поэтому широко включаю в работу с детьми пальчиковые игры и упражнения. На сегодня мой каталог составляет более 50 игр. Это можно назвать коллекцией пальчиковых игр.
Занимаясь с детьми, пришла к выводу, что формирование мыслительной деятельности и развитие речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, тем самым мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, укреплению мышц рук, развитию речевой деятельности.
Моя практика показала, что в дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа:
Тренировка речевого аппарата;
развитие координации движений.
Тренировочные упражнения необходимо включать c детьми трехлетнего возраста. Сначала это были интересные и познавательные игры с песком или как я их называю «песочная терапия. На мой взгляд «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию и чувство восприятия. Для подгруппы детей были заготовлены пластиковые тарелки куда насыпается цветной песок небольшим слоем и проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук : пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, рисуют различные узоры и фигуры. Нравилось малышам делать руками отпечатки геометрических форм, придумывать истории разные. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, треугольник, квадрат) и величину (большой, маленький, средний, пополнялся словарь детей.
Малышам было трудно запомнить геометрические фигуры, но после таких упражнений они правильно называли и показывали их, причем еще и умело находили их в окружающих предметах. С большим удовольствием малыши играли в «сыщиков» (находили глубоко спрятанную в песок игрушку).
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что «песочная терапия» позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор, речь детей.
Мои наблюдения показали, что с каждым годом необходимо усложнять пальчиковые игры и упражнения, обращая внимание на овладение ребенком простых, но в тоже время жизненно важных умений.
Не секрет, что часто нашей речи помогают наши руки. Наблюдая за детьми 3 – 4 лет, для себя отметила, что в этом возрасте они больше изображают, показывают, чем рассказывают, объясняют. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причем сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении, ничуть не реже, чем не многословные. «Перевод» с помощью жестовой речи интересно использовать в играх «Сломанный телевизор», «Смешной телефон». Оказывается, самое сложное условие игры – сдержать «словесный поток».
В своей работе также использую метод моделирования- для развития связной речи.
В младшей группе для освоения навыков разговорной речи включала в работу пальчиковые игры, игры-подражания, игры-потешки. В средней группе уже более сложные пальчиковые игры: с участием обеих рук, умением ориентироваться в таких понятиях как «влево», «вправо», «вниз», пальчиковый театр и т. д.
На занятиях по развитию речи использую мячи-массажоры, разучиваю пальчиковые игры с большим количеством движений как фалангов пальцев, так и запястий, а текст игры составляет 4-5 четверостиший. Использую рисование и фантазирование в крупе, работаю со штампами, определение предмета на ощупь и его описание. Дети учатся сосредотачивать своё внимание, развивается способность управлять своими движениями и конечно, развивается речь и увеличивается словарный запас.
Игры по математике являются благодатной почвой для развития мелкой моторики рук и речи : дети работают со счетными палочками, спичками, выкладывают цифры из пластилина, сортируют пуговицы по размеру, работают с разнообразным раздаточным материалом.
При изучении геометрических фигур включаю работу с проволокой – выгибание изучаемых фигур.
Данный вид деятельности приносит малышам удовольствие, но в дальнейшем я усложняю правила выполнения данного задания.
По познавательной деятельности очень часто включаю работу с бумагой. Например, занятие «Осень- чудесная пора», как часть занятия – оригами «Деревья»; «Водный транспорт» - оригами «Лодка»; занятие о животных – оригами «Кошечка, Собачка» и т. д. Для развития тактильных ощущений – разные виды ткани, бумаги, материалов (дерево, пластмасс, железо, резина, почвы (глина, земля, песок).
По экологии в ходе экспериментальной деятельности дети работают пинцетами, пипетками, прищепками, трубочками, губками.
Во время изобразительной деятельностью ребята с увлечением рисуют свою руку и дают названия пальчикам, затем оживляют ее.
Я уверена, что только к концу дошкольного возраста под руководством взрослых в процессе воспитания и обучения дети становятся способными.
В развитии речи ребенка для постепенного формирования мыслительной деятельности очень важна лепка, как процесс развития сенсорного опыта – чувство пластики, формы и веса. А рука, входящая с соприкосновением с глиной или пластилином, получает знания и опыт – основу мышления.
Глина и пластилин оказались отличным материалом для математики: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры, а при желании и изменять их форм и придумывать удивительные истории. Так же на занятиях по математике использую разнообразные предметы: спички, счетные палочки – выкладывание геометрических фигур – ведь как здорово приобретать математические знания через «скульптурные» творения.
Рука ребёнка, соприкасающаяся с водой, так же развивает и гармонизирует работу его мозга. Поэтому по экологии включаю упражнения для массажа рук в воде «Мыльные рукавички» и опыты, с различным агрегатным состоянием воды: жидкость, пар, лёд. Работаем с губкой (перенеси воду с помощью губки, пипеток из одной чашки в другую).
Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где «разговорно-пальцевая» деятельность наиболее естественна? Конечно, в детском театре. В группе детям нравится «Театр Пальчиков».
Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы надеваются связанные и сшитые герои сказок. Все упражнения для пальцев, языка, губ я превращаю в увлекательную игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память, воображение.
Мыслительная и речевая деятельность успешно развивается в процессе конструирования. Ребёнок прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, оформления. Нравится детям конструировать из «лего», прищепок, сооружать из них самолёты, корабли, роботов и другие постройки. При этом они как дизайнеры творят, познавая законы гармонии и красоты.
Для себя отметила, что детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение; у них развиты пространственное, связная речь логическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы, зачастую, побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий.
Поэтому предметная среда должна быть разнообразной и развивающей, чтобы ребёнок в любой обстановке мог самостоятельно выбрать себе увлечение, проявить и реализовать себя, чтобы деятельность ребенка носила творческий, познавательный характер, доставляя ему удовольствие.
В любой детской «продуктивной» деятельности развиваются не только практические умения и навыки. Ребёнок учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать нужные материалы для её осуществления. У него развивается речь, формируется воля, организованность и исполнительность – все эти качества необходимы для обучения в школе.
Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры с пальчиками, как положительно они влияют на развитие речи и мелкой моторики рук, внимания, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.