Альфия Шафеева
Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Шафеева Альфия Аркадьевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Ухудшение экологической обстановки, социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы, высокий уровень заболеваемости матерей способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
У большинства детей с отклонениями в развитии, кроме основной патологии, отмечаются нарушения мелкой моторики
Исследования отечественных физиологов доказали связь развития рук с развитием мозга. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Недоразвитие ручной моторики детей с нарушениями речи проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений.
Наиболее ярко недостаточность моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движения, точной работы различных мышечных групп.
Такие дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Поэтому многие не любят рисовать. Особенно видна моторная неловкость на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы. Большинство детей не справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулаках или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.
На занятиях оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнить самые простые движения, т. к. требуется пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети 5-7 лет не интересуются играми с конструкторами, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей с паретической формой нарушения часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики руки испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии является развитие пальцевой моторики.
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Основные направления развития мелкой моторики
В работе с дошкольниками с нарушениями речи, необходимо включать в педагогический процесс различные упражнения на развитие мелкой моторики :
- кинезитерапию («Кулак – ребро – ладонь», «Колечко» и т. д.)
-пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальчиками);
-использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена);
- игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие игрушки);
- завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
-игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);
- работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант);
- игры в песочнице - нахождение заданных предметов;
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;
- использование Су Джок массажера.
Список использованной литературы.
1. Анищенко. Е. С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенко – М. : Астрель, 2006 г.
2. Узорова. О. В, Нефедова. Е. А Пальчиковая гимнастика /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова – М. Астрель, 2004 г.
3. Краузе Е. Н. Логопедия. –, СПб. : Корона принт, 2003г.
5. Цвынтарный. В. В. “Играем пальчиками и развиваем речь” СПб. : Лань, 1996 г