Бондарчук Евгения Юрьевна
Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми первой младшей группы. Поставила цель - развитие мелкой моторики детей посредством сочетания традиционных и нетрадиционных методов и приёмов. При построении системы своей профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики дошкольников я опиралась на следующие принципы:
Публикация «Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Принципы доступности и индивидуальности
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности
На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип наглядности
Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.
Принцип поэтапности
Работа строится с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Принцип адаптивности
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
Принцип прочности
Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Для реализации поставленной цели в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я создала среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Создавая развивающую среду, я учитывала и такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, различные шнуровки и пазлы. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».
Методика, используемая мною в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий. Кроме этого использовала личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач, интегрированную систему, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.
При разработке нетрадиционных приёмов я изготавливала пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем: многофункциональность, экономическая выгода и общедоступность. По сравнению с традиционными приемами, нетрадиционные, в большей степени, развивают творческий потенциал и фантазию. Практическое применение данных приёмов в работе с детьми осуществлялась по этапам, упорядочивая процесс развития мелкой моторики и повышая его эффективность:
1 этап – развитие движений кистей рук;
2 этап - развитие различных типов захватывания;
3 этап - развитие соотносящих действий;
4 этап – развитие подражательных движений рук;
5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Особенность работы заключается в том, что я приступала к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально. Такое поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений позволило последовательно развивать разные движения рук детей, способствовало активному познанию ими окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.
Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями осуществляла через использование традиционных и нетрадиционных форм – родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь», консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми по развитию мелкой моторики». Проводила мастер – класс «Использование игр в домашних условиях», что позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки. В процессе всей деятельности я осуществляла тесное сотрудничество со специалистами и педагогами детского сада. Совместно с ними проводила развлечения, досуги, консультации. Я уверена, что только полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало мне возможность добиться положительных результатов в работе по развитию речи дошкольников.