Маковская Людмила
Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к школе
Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Как правильно подготовить дошкольника к обучению в школе?
Публикация «Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Этот вопрос волнует многих родителей. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребенка читать, писать и считать до поступления ребенка в школу. Совместые педсоветы с учителями начальных классов показали то, что бывает и так, что читающий, считающий ребенок, начиная учиться постепенно снижает свои успехи. Это говорит о том, что у ребенка плохо развиты такие психологические процессы, как внимание, память, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и слабое развитие мелкой моторики рук. поэтому в детском саду и в предшкольном классе нужно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, развивать познавательную активность.
В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная активность». Физическое развитие ребенка перед поступленим в школу должно соответствоватьвозрасту. Особенно важно, чтобы были хороо развиты мелкие мышцыкистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Не менее важным является координация глаза и движение руки. Психологи такую координацию называют зрительно- двигательной и считают её одной из самых главных составляющих психологической готовности ребенка к школе. Доказано также, что чем лучше развита мелкая моторика, т. е. движение кистей рук, тем лучше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким развитием мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму. Речь идет именно о подготовке руки, а не прямое обучение.
Доказано, что между речевой функцией и моторикой скществует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Еще Ушинский К. Д. говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам. Он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит их сразу»
Работая в предшкольном классе много лет, я большое внимание и много времени уделяю занятиям на развитие мелкой моторики дошкольников.
Во время проведения занятия в классе предшкольной подготовки «Руки не для скуки» дети рисовали схему «Что умеют делать наши руки».
«Рука-это вышедший наружу мозг человека», так писал И. Кант. Как известно, рука развивает мозг. Для этого проводим игру «Чудесный мешочек». Ребенок по краткому описанию или загадке достает нужный предмет или игрушку. Дошколята любят играть в игру с завязанными глазами «Руки видя!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Очень любят играть в эти игры Ескендир, Егор, Лидия. Эта игра заинтерисовывает своими вопросами. Ручные умения приучают ребенка преодолевать тру тем больше «получает» ответов руками.
Привлекательным занятием в свободное время для дошкольников –это писание по трафарету игрушек, цифр, букв, геометрических фигур,животных и т. д. это шаг к усвоению грамоты и подготовки руки к письму.
Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка работающего кистью или карандашом, фломастером или маркером, поза и положение рук очень приблежены к тем, которые необходимы при письме. В детском саду и в предшкольном классе он нас взрослых, требуется научить правильно держать в руках кисточку, карандаш между большим и средним пальцем придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения. Занятия по письму провожу как часть занятия. Даю детям задания более интересные и доступные, соблюдая возростые и индивидуальные способности дошкольника. Во время обучения технике письма дети устают, теряют интерес к занятиям. Поэтому, как и на всех других занятиях, всегда использую физминутки для рук и туловища. Дети очень любят выполнять под музыкальное сопрвождение «Зверобику».
Большой интерес у детей вызывает работа с палочками, различными геометрическими фигурами, «ниточкой- волшебницей». Здесь дети используют возможность самостоятельно искать пути решения задач и действий. Также и на таких занятиях происхдодит развитие мелкой моторики пальцев, например: выложи домик, машину, цветок, цифры и. т.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого-он засушенный цветок» В. А. Сухомлинский.
В своей работе на занятиях по изобразительной деятельности применяю систему ТРИЗ. Сначало играем в игру «На что похоже?». Дети выбирают листы с изображением геометрических форм, ломанных и округлых линий. Я предлагаю детям назвать как можно больше предметов, напоминающих что-либо. Это занятие развивает творческое воображение. Дети учатся рисовать по представлению, закрепляют навыки пользования карандашом, кистью. В конце занятия каждый ребенок рассказывает, что хотел изобразить. Дети учатся различной технике изображения на листе.
На занятиях по рисованию мы рисуем не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, трубочками от сока- способом выдувания. Также используем «пальцевую живопись», рисуем ладошками, пальчиками. В свободное время рисуем методом «кляксографии», монотопии.
Краски, кисти, вода, трубочки, свечи – весь этот материал находится в доступном для ребенка месте во время пребывания его в предшкольном классе. Дети сами выбирают материал и проявляют своё творчество в свободное от занятий время.
Чтобы занятия проходили более интересно и разнообразно, планирую и провожу комплексные и интегрированные занятия, которые дают положительный результат. Для психического настроя дошколят занятия начинаю с интнресных стихов, например:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в родном краю-
Всех я вас приветствую!
(Все движения имитируются)
Такие занятия, как ознакомление с окружающим миром, художественная литература, развитие речи, экология, рисование можно объединить.
Провожу комплексные занятия с учащимися класса предшкольной подготовки, например: «Караван в пустыне». На занятии познакомила детей с произведением Г. Снигерева «Верблюжья варежка», затем предложила нарисовать верблюдов, после того как нарисовали, вырезать верблюдов и составить караван. Сами дети тоже изображали верблюдов во время психологического настроя. Они развивали мелкую моторику рук, выполняя пальчиковую гимнастику.