Светлана Алексеенко
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном проекте описана работа развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, так как вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Паспорт проекта
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Недостаток: недостаточно эффективно вовлечение в занятия по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста и неиспользованием разнообразных форм работы с детьми в ДОУ.
Противоречие существует между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей дошкольного возраста и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Проблема: у детей младшего дошкольного возраста недостаточно развита мелкая моторика рук.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи проекта :
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
• Развивать творческое воображение.
• Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
• Совершенствование движений рук.
• Консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития детей.
Ресурсы: Методическое обеспечение проекта, материально-технические, финансовые ресурсы.
Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДО 1 000 рублей
2 Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• принтер;
• папки передвижки;
• массажные мячики;
• набор игрушек-персонажей пальчикового театра «Колобок»;
ИТОГО 8 900 рублей
Участники проекта : воспитатель, дети младшего дошкольного возраста; родители.
Целевая аудитория: дети 3-4 года, воспитатель группы, родители воспитанников.
План реализации проекта :
Этапы, сроки реализации проекта Цели Мероприятия
Подготовительный этап
Сентябрь 2018г.
Приготовление необходимых материалов, оборудования и т. д. 1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитии мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
Основной этап
Октябрь-ноябрь 2018г. Реализация содержания проекта Работа с детьми :
1. Перспективное планирование пальчиковых игр «Ум на кончиках пальцев».
(см. Приложение).
2. Работа с родителями:
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
Заключительный
Декабрь 2018г. Обработка и обобщение полученных данных (обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов).
Открытое занятие совместно с родителями «Веселые пальчики»
Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом».
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
2. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Список литературы:
1. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с. - (Кабинет логопеда).
Приложение 1
Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, (движения кисти к себе)
Покрутили, (круговые движение кистью)
Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы разжимаются).
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)
Молоточками стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)
Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)
Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)
Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки. (Катаем мячик по столу левой рукой).
«Придумываем фигуры»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Ход:
Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.
«Прячем ручки»
Оборудование и материалы: миска, крупа (гречка, рис или пшено)
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис
или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш
непременно захочет присоединиться.
Можно играть в прятки с ручками: «Где
мои ручки? Спрятались. Давай и твои
ручки спрячем!». Можно потереть
ладошкой о ладошку : «Так приятно!».
«Пуговичное ожерелье»
Оборудование и материалы: нитка или
веревка, пуговицы разной формы, размера и
цвета.
Возьмите толстую прочную нитку
(лучше веревку). Она должна быть такой
длины, чтобы ожерелье по диаметру было
меньше головы ребенка. Наденьте на нее
много пуговиц, различающихся по форме,
размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи
иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку. Ожерелье
готово. Пока ребенок маленький достаточно того, что он,
перебирая пуговички, развивает мелкую моторику и тактильную
чувствительность
Приложение 2
Консультация для родителей
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения.
Не все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. И не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет. Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Давайте рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, четкими и скоординированными.