Иванова Алина Алексеевна
Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение обучающегося «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, ручку, застегивать пуговицы, молнии, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие ценральной нервной системы и ускоряет развитие речи обучающегося.
Публикация «Развитие мелкой моторики на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Коррекционную работу по развитию мелкой моторики на занятиях начинаем с утренней зарядки. В комплекс общеукрепляющих упражнений подбираем упражнения с кубиками, маленькими мячами для того, чтобы обучающиеся учились брать предмет одной или двумя руками, чтобы перекладывали его из одной руки в другую.
Затем проводим малоподвижную игру на развитие общей и мелкой моторики. Играем с учениками в такие игры как: «Помоги собрать морковки зайчику», «Помоги собрать шишки белочке» и т. д.
Для улучшения кровообращения, стимулирования биологически активных точек, находящихся на поверхности ладоней в конце гимнастики, с обучающимися выполняем упражнение с массажным мячом.
Отрабатывать координацию движений с обучающимися начинаем с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Учеников учим захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого нами подобраны специальные игрушки, различные по размеру, форме, величине и тяжести. Например: пирамидки, камешки, пуговицы, зерна, геометрическая пирамидка.
Для того, чтобы научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое, подобрали ряд дидактических игр. Например, «Рассортируй предметы по цвету», «Подбери к платью кармашки, «Подбери для мальчика и девочки одежду».
С большим удовольствием обучающиеся играют в бизиборд, который позволяет изучить функциональность каждой мелкой детальки.
Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают особые трудности в самообслуживании. Для того чтобы помочь им овладеть этими навыками, мы применяем различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц и молний (сначала больших, потом мелких, шнуровки. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании кукол. Затем обучающихся учим застегивать и расстегивать молнии и пуговицы на своей одежде.
Особое внимание уделяем упражнениям на развитие кистевой моторики, т. е. пальчиковой гимнастике. Она позволяет корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Обучающиеся с ОВЗ испытывают огромные трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку и пластилин. Для того чтобы научить ребенка правильно рисовать карандашом, сначала учим держать его тремя пальцами, затем фиксируем их пальцы своей рукой и помогаем им рисовать карандашом на листе. Если обучающиеся немного научились сами держать карандаш, постепенно даем им возможность рисовать самостоятельно.
Для того чтобы быстрее и лучше научить обучающихся пользоваться ножницами, вкладываю их пальцы вместе со своими в кольца ножниц, и выполняем совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.
Чтобы ученики научились лепить из пластилина, мы начинаем сначала с ними делать различные поделки из мокрого песка, потом переходим на слоеное тесто, а затем на пластилин.
Таким образом, целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у обучающихся с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М. ,1989
2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.