Ирина Чусовитина
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников
Составитель: воспитатель
Чусовитина Ирина Васильевна
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Дошкольники требуют особого внимания, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем.
Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято называть, мелкой моторики рук. Учёные, изучая психику и деятельность детского мозга, отметили большое значение функции руки. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Установлено, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Чаще всего задержка речевого развития не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира и отягощает эмоционально – психическое состояние, что оказывает негативное влияние на общее развитие ребенка.
В последнее время всё чаще в ДОУ появляются дети с индивидуальными возможностями здоровья, которые требуют более внимательного и коррекционного подхода. В моей группе несколько детей с нарушением речи. Их речь бедна от простых слов и до элементарной фразы Нарушена фонетико-фонематическая база, отсутствует связная речь. Она очень бедна от простых слов и до элементарной фразы. Слова часто искажены и речь малопонятна для окружающих. Дети могут ответить на некоторые вопросы, связанные со знакомыми предметами и игрушками. Есть ребёнок с общим недоразвитием речи, которое характеризуется полным отсутствием речевых средств общения, но при этом он используют мимику и лепетную речь. Такие дети сложно адаптируются к социуму, не читают стихи, не рассказывают, не поют песни.
Общение со сверстниками необходимо для развития навыков адаптации и для последующей социализации, без этого общения даже самый талантливый от природы ребенок не найдет своего места в обществе и в жизни. Однако если вовремя оказать помощь, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Наряду с детьми имеющие нарушение речи, есть ещё ребёнок с индивидуальными возможностями здоровья - это ребёнок со сложным астигматизмом. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, развития его двигательной сферы, усвоения ребенком социального опыта.
Для ребенка с нарушением зрения осязание - важный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении. Следовательно, осязание при нарушении зрения выступает как ведущий фактор компенсаторного развития зрительного дефекта.
Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при слабовидении теоретически обоснована в трудах М. И. Земцовой, Р. Б. Каффеманаса, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, Л. И. Тупоногова, Л. И. Солнцева).
Солнцева Л. И. отмечает, что между чувственным образом одних и тех же предметов, полученных с помощью зрения и осязания, нет принципиальных различий. Только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях с органом зрения.
Возможность познания окружающего мира у детей с патологией зрения в большей степени связана с развитием действия рук. Чем более «умелая» рука, чем она более чувствительна и развита, тем тоньше и сложнее ее взаимодействие с окружающими предметами, тем больше мастерства у ребенка. Рука, ощупывая предметы, дает плохо видящему все, что дает зрячему глаз, за исключением окрашенности предметов и чувственности вдаль, за пределы длины руки.
Моя тема «Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей в соответствии с их индивидуальными особенностями не случайна, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом, мы совершенствуем речевую функцию ребенка, развиваем воображение, осязание, как важный фактор для познания окружающего мира.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы с детьми, имеющие индивидуальные возможностями здоровья, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); су-джок терапию и Кинезиологические упражнения. Исходя из вышесказанного, определилась цель моей работы: развитие мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Разработать систему работы с детьми с использованием традиционных и нетрадиционных методик.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
6. Формировать процесс общения детей с посторонними взрослыми (педагогами, сверстниками.
7. Создать положительно – эмоциональный комфортный климат пребывания ребёнка в ДОУ.
В своей работе я использую следующие приемы:
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Работая с детьми от 2 до 4 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со сменным воспитателем, родителями.
Для успешной социализации детей, в том числе детей с индивидуальными возможностями здоровья, в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Именно родители сделали нам центр песка и воды. Изготовили разнообразные шнуровки, дидактические игры, решётки для продевания ленточек и заплетания косичек и пр.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры с мозаикой, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, плетение и. т. д).
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка).
Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, мы сочиняем сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Или пришнуровывая одежу гномику, сказку о том, как гномик собирался в гости.
Можно использовать счетные палочки, из них мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы. Например, «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек можно выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из поросят, что поможет защитить его от волка.
Игры с предметами домашнего обихода. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Так как дети очень любят завязывать, развязывать, расстегивать, исследовать что-то новое я изготовила для детей развивающие книжки, и развивающий коврик, которые помогают детям научиться навыкам самообслуживания, развивать воображение, речь, мышление и. др. А также они очень удобны в индивидуальной работе с детьми.
Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии.
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», ««Возможности пальчиковых игр», «Развиваем речь играя».
Большой интерес для детей представляет конструирование. В рамках проекта «Уральско-инженерная школа» мы совместно со сменным воспитателем осуществляем свой проект «Маленькие строители». Дети учатся сооружать разнообразные постройки, от простых к более сложным. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. На занятиях по рисованию дети выполняют рисунки с помощью различных предметов: цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, гуаши, красок. На занятиях лепкой мы с детьми лепим из разных материалов: пластилина, глины, теста. В ходе лепки вместе с развитием мелкой моторики дети знакомятся с качествами того или иного материала, а также с его свойствами с помощью осязания.
Для детей с индивидуальными возможностями здоровья я выбрала индивидуальные и подгрупповые занятия по 10 минут, в середине занятия обязательно проводится физкультминутка или игры с пальчиками. Иногда детей хватает всего на 8 минут и они быстро утомляются. В другой раз бывает, когда всё хорошо получается, что и 15 минут им мало.
Отдельное место - приоритетное, в своей работе уделяю здоровье сберегающим технологиям, на мой взгляд, это очень важно, на что мы должны обратить внимание. Провожу расслабляющие игры для снятия психического и мышечного напряжения, переживаний ребенка негативных эмоций. В таких играх у детей быстрее восстанавливаются физические и психологические функции организма, хорошо помогают снять напряжение и вызывают положительные эмоции. Пальчиковые игры проводятся ежедневно.
Отдельно хотелось бы выделить игры с водой и песком. Дети получают от них большое удовольствие. Вода притягивает как магнит! Они забывают о том, как им грустно без мамы, без дома. Дети, которые не могут найти контакта с окружающими, и привыкшие играть одни, с удовольствием присоединяются к другим детям. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.
Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Они позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).
В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?
*они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
*развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
*способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
*совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
*создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Дети любят самостоятельные игры, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок, рисование) до сложных сюжетно-ролевых игр, которые обладают психопрофилактической ценностью. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе.
В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. Песок: развивает восприятие, мышление, память, внимания, речь, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; развивает мелкую моторику.
4. Формируют у ребенка представления об окружающей действительности.
Совсем недавно в своей работе я стала использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики, которые полюбились не только мне, но и детям. Это Су-Джок терапия и Кинезиологические упражнения.
В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:
• Массаж специальным шариком.
Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
В каждом шарике есть «волшебные» колечки.
• Массаж эластичным кольцом.
Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем пока только один-два раза в день.
Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.
Су-джок терапию нужно проводить поэтапно. Пока мы остановились на 1 этапе, где происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).
В результате использования Су-Джок терапии:
• развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;
• развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.
Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Второй нетрадиционный метод- это Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Дети, с речевыми нарушениями, а также слабовидящие дети имеют проблемы не только с моторикой, но и с координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве.
Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, и поэтому я использую ее на своих занятиях.
Вот некоторые из упражнений:
«КОЛЕЧКО». Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца.
«КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ». При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп.
«УХО-НОС». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью " наоборот".
В заключение хочется сказать, что перечисленные методы, игры и приёмы - это небольшая часть того, что педагог может предложить детям. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.
Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах.
В процессе работы с детьми, имеющими различные возможности здоровья, я пришла к убеждению, что использование нетрадиционных методов коррекции наиболее эффективно в сочетании с традиционными средствами. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Для совершенствования работы по данной теме я наметила для себя следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- продолжить работу по изучению пособий, литературы о детях с индивидуальными возможностями здоровья;
- изучать новые методики;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
Спасибо за внимание!