Фаттахова Наталья
Проект «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников»
Цель: Формирование и развитие двигательных и психологических меха-низмов, влияющих на речь детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Публикация «Проект „Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное вни-мание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Паспорт проекта :
Тип проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители и педагоги.
Сроки проекта : долгосрочный (2018 – 2019 гг.)
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук дошколь-ников.
Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников.
Автор проекта : Воспитатель Фаттахова Наталья Анатольевна
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей находятся на
кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У большинства современных детей отмечается общее моторное от-ставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка.
Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведё нных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Работы В. М. Бехтерова так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование.
План работы
Сентябрь 1. Изучение литературы по данной теме;
2. Работа над проектом (составление цели, задач, плана работы);
Октябрь 1. Анкета для родителей «Мелкая моторика у вашего ребенка»;
2. Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и какое значение она имеет в развитии ребенка»;
3. Рисование ладошками “Наша планета Земля»
Ноябрь 1. Работа с Су-Джок (упражнения и массаж рук);
2. Нетрадиционная техника рисования оттиск листьями «Золотая осень» (коллективная работа)
3. Консультация для родителей «Су-джок терапия в развитии речи детей»;
Декабрь 1. Аппликация – квиллинг «Игрушки для елочки»;
2. Мастер-класс с педагогами по квиллингу «Чудесный завиток»;
3. Конкурс для детей и родителей «Чудесная елка» из нетрадиционных материалов.
Январь 1. Аппликация из крупы и пластилина в технике вдавливание;
2. Мероприятие выходного дня (родители и дети) «Ягоды рябины для снегиря» по квиллингу;
3. Создание настольной игры «Составь из палочек»;
Февраль 1. Нетрадиционное рисование шарами «Галстук для папы»;
2. Лепка из соленого теста на тему: «Волшебные шарики, колбаски»;
Март 1. Создание и применение настольной игры «Разноцветные резинки»;
2. Консультация для родителей «Игры с палочками Кюизенера»;
Апрель 1. Создание лэпбука «Ум на кончиках пальцев» и применение его в работе с детьми;
2. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»;
Май 1. Отчет о проделанной работе на сайте ДОУ;
2. Итоговое родительское собрание, показ презентации по теме проекта.
3. Мастер-класс с родителями и детьми «Солнышко дружбы»;
Помимо всей работы по плану, были созданы картотеки работы с Су-Джок, пальчиковых гимнастик, дыхательных гимнастик и артикуляционных гимнастик;
Настольные игры: «Дорисуй предмет», «Заплатка для матрешки», «Чудесные камешки»;
Каждую неделю с октября месяца по май дети получали домашнее задание на развитие мелкой моторики пальцев.